В частных домовладениях мини-снегоочистители давно уже в ходу. Работают примерно так же, как домашние роботы-пылесосы, умеют объезжать препятствия и неплохо справляются со снежным покровом высотой в 3-4 см. Однако они бесполезны при длительных и обильных снегопадах, когда 3-4 см выпадает за час или когда под снегом образуется наледь. Все домашние роботы маломощные и не рассчитаны на многозадачные действия - сначала смести снег, потом сколоть лед или посыпать его песком.
Исправить ситуацию взялись инженеры Московского политеха вместе с компанией-производителем электрокаров. Уже в следующем году они обещают представить первую в России беспилотную коммунальную машину, которая может исполнять практически все функции дворников - мести улицы летом, убирать листья осенью и снег зимой, а также распылять противогололедные реагенты. При этом машина способна распознавать препятствия в разных режимах - то есть отличать спящую на бордюре кошку от припаркованного у того же бордюра автомобиля или наваленной рядом с бордюром кучи снега. Робот сам примет решение, что делать в каждой конкретной ситуации - объехать препятствие, подождать, когда оно покинет место уборки само, или убрать его имеющимися в арсенале приспособлениями.
Он нашпигован датчиками, распознающими объект с нескольких категорий - видеосъемки, ультразвука, электростатики. А при необходимости машина переходит с автоматического режима управления на ручной - то есть работает как сама по себе, так и под управлением водителя, если вдруг искусственный интеллект решит взять выходной.
И еще предусмотрена функция удаленного управления - если вдруг и искусственный интеллект откажет, и водитель вовремя не придет, управиться с роботом сможет оператор диспетчерского центра, который имеется в каждом районе столицы и в каждом муниципалитете области.
Коммунальный робот оборудован универсальными креплениями, на которые можно посадить все механизмы, имеющиеся в распоряжении дворников. Хоть грейдерные отвалы, хоть метла или разбрызгиватели.
Электромобиль без оборудования будет длиной 3,3 метра. Его оснастят синхронным электрическим двигателем мощностью 10-15 кВт. Однако благодаря особенностям конструкции он будет иметь реальную мощность более 200 кВт. А заряжать машину можно будет от обычной розетки, никаких особых зарядных приспособлений во дворах ставить будет не нужно. За 7 часов зарядки робот наберет мощность, которой хватит на восьмичасовой рабочий день.
Что немаловажно, работает техника на электрических батареях и с минимальным уровнем шума, а значит, не вредит окружающей среде и может использоваться круглосуточно, не тревожа сон горожан. Ну и способна покрыть любой дефицит рабочих, а значит, снизить расходы на содержание территорий.
Следующий год будет тестовым для опытных образцов, а к 2025-му планируется наладить их серийное производство. К слову, разработка эта взята не с потолка - она победила в конкурсе проектов по созданию высокотехнологичных производств.
Пиксель будет первым
Уже этой весной в парки Москвы выйдут несколько десятков "Пикселей" - коммунальных роботов-уборщиков, разработанных одним из столичных НПО. Это нечто среднее между шнекороторным мини-снегоочистителем для уборки снега на даче и той супермашиной, что придумали в Московском политехе.
"Пиксель" похож на большую газонокосилку и управляется двумя способами - либо компьютером, который задает машине маршрут для уборки, либо человеком с пульта, напоминающего тот, которым дети управляют автоматическими машинками. Водитель в этом варианте снегоуборщика не предусмотрен, да и функций у него немного. "Пиксель" может чистить дороги с помощью небольшого грейдерного отвала или "лохматого" ролика, а также посыпать очищенную дорогу реагентами. Полноценная уборка во дворах, где нужно бывает и лед сколоть, и постараться не поцарапать личный транспорт жителей, зачастую запаркованный абы как, для этой машины - слишком сложная задача, а вот содержать парковые дорожки чистыми вполне по силам. Его и создавали изначально для уборки в местах массового отдыха, где ширина дорожек требует от дворников дополнительных усилий в уборке.
"На создание "Пикселя" у нас ушло два года", - говорит один из инженеров-разработчиков Роман Кокорин. Машина тоже заряжается от электророзетки и может мести дорожки по 16 часов в сутки.