С помощью разработки Якутия снова может подать полезный пример всей стране, как нужно пользоваться достижениями информатизации во благо общества.
Какую проблему поможет решить ваш проект?
Михаил Слепцов: Во-первых, снизить остроту проблемы, связанной с нехваткой кадров в силовых структурах. В нашей стране сегодня насчитывается примерно один миллион сто тысяч сотрудников полиции и Росгвардии. Требуется еще около 50-70 тысяч сотрудников в новых регионах РФ и порядка ста тысяч силовиков, непосредственно работающих "на земле": патрульно-постовых и участковых. Такой объем невозможно компенсировать даже большим количеством дружинников.
Во-вторых, главная задача проекта DIKE - быстрая раскрываемость преступлений. Это отобьет у злоумышленников намерение преступать закон, потому что они все равно будут быстро пойманы и наказаны.
Как именно приложение поможет борьбе с преступностью?
Михаил Слепцов: Возьмем телефонные мошенничества. Они несут в себе конкретные экономические модели наживы. Например, звонки из заграничного call-центра обходятся преступникам в определенную сумму. В нее входят стоимость выделенной защищенной линии виртуального номера, амортизации оборудования и так далее.
Возьмем условную цену - десять рублей за звонок. Мошенникам надо обзвонить тысячу якутян, теряя десять тысяч рублей в день. Требуется неделя, чтобы получить единственного пострадавшего, отдавшего 500 тысяч рублей. На первый взгляд, большая сумма, но преступники теряют значительную часть на выводе денежных средств и оплате услуг других людей, втянутых в их злодеяние.
Население будет осведомлено с помощью нашего проекта про разные схемы мошенничества. Пострадавшие могут обогатить информационное поле, забив в программу данные информацию о схеме, приметах, номерах мошенников. За это они получат вознаграждение.
На общедоступном сайте люди бесплатно подберут программы защиты своих телефонов и помогут родным и друзьям ознакомиться с полной и достоверной информацией, а также инструкциями, как не попасться на удочку. Звонки мошенников жителям региона уже не будут нести финансовую прибыль. Это намного снизит их желание пробовать раз за разом выманивать деньги у якутян.
Но ведь обманом люди занимаются не только через звонки…
Михаил Слепцов: Аферисты работают через мессенджеры, электронную почту, ворованные аккаунты. Потому мы будем постоянно развивать свой проект DIKE для якутян, а в дальнейшем для всех россиян, граждан дружественных нам стран, чтобы достоверная информационная защита помогала добропорядочным гражданам всегда быть готовыми к новым видам мошенничества.
А как ваша система поможет разыскивать преступников или пропавших людей?
Михаил Слепцов: Любой гражданин, увидевший что-то подозрительное, столкнувшийся с каким-то правонарушением, может анонимно оставить информацию, в том числе фото и видео на этой платформе. Приложение сможет найти преступников из полицейской базы данных. Видеть ее сможет только разработчик, который подпишет договор о неразглашении данных. В случае совпадения бдительный гражданин получит денежное вознаграждение. Проект будет эффективно бороться с распространением наркотиков среди населения, поможет раскрывать дилеров и клиентов.
Есть ли аналоги такой системы в других странах?
Михаил Слепцов: На Западе есть похожие приложения, и они работают. Я подстроил их под наши российские реалии и уверен, что рано или поздно такая разработка все равно появится в нашей жизни.
Если региональные власти и МВД будут заинтересованы в реализации этого некоммерческого пилотного проекта, мы сможем общими усилиями вывести Якутию в лидеры по раскрываемости преступлений и сделать жизнь людей более безопасной.
Михаил, знаю, вы придумывали и другие проекты, которые опередили свое время.
Михаил Слепцов: Десять-пятнадцать лет назад я слишком "рано" стартовал, когда технологии еще не могли полностью удовлетворить мои замыслы.
Например, в 2005-2006 году начал в Якутске продажу мебели по каталогу в кредит и в рассрочку. Тогда здесь подобное еще не практиковалось. В 2007-м предложил делать светоотражающие элементы для верхней одежды и рюкзаков младшеклассников города, а спустя восемь лет их сделали обязательными на уровне страны.
В 2008 году занимался круглосуточной доставкой продуктов из магазинов, но население оказалось не готово к подобному. 14 лет назад через министерство образования республики добился пилотного введения в Мархинской школе электронных дневников. Но средств на расширение проекта не нашли. Через четыре года такие дневники стали обязательными в каждой российской школе.
В 2020 году придумал, как в рамках закона вывезти бродячих собак из города, изолировать их в безопасном месте. Увы, окружная администрация Якутска тогда не оценила всю опасность проблемы, что через год привело к жуткой трагедии, когда одичавшие животные стали причиной гибели якутянки.
Сейчас многие с первых шагов думают о монетизации своих проектов, а в ваших я ничего подобного пока не вижу.
Михаил Слепцов: У меня есть коммерческие проекты на разных стадиях развития. Один из них - единый ресурс по предотвращению краж, угонов личного имущества граждан и юридических лиц по всему миру с применением особого QR-кодирования.
Но в целом придумываю проекты не ради денег, а для себя. Я живу в этом обществе и хочу, чтобы в нем было комфортно и безопасно. Не борюсь с последствиями, а пытаюсь предотвратить то плохое, что может произойти.
Сколько денег нужно для того, чтобы проект заработал?
Михаил Слепцов: Для начала потребуется пять-шесть миллионов рублей, а в дальнейшем потребуется - два-два с половиной миллиона для работы на всей территории нашей республики.