И пусть модели на подиуме подчас выглядят так, как не одеваются люди в повседневной жизни, важно помнить, что это шоу, главная цель которого - привлечь внимание к работе дизайнеров того или иного дома моды. А о том, как обычному мужчине, следящему за модными тенденциями, расшифровать порой странные и даже вычурные коллекции одежды, представленные ведущими кутюрье, и какие сделать выводы, "РГ" рассказала эксперт по вопросам моды и стиля Наталия Булдакова.
Наталия, расскажите, пожалуйста, почему коллекцию осень-зима 2023/2024 показывают в самом начале года?
Наталия Булдакова: Это историческая традиция, которая сложилась в эпоху до телевизора и интернета. Тогда новости до аудитории доходили медленнее, требовалось время, чтобы пресса отреагировала, чтобы потребители узнали и т.д. Сейчас ставка на то, чтобы задать тренды и дать время массовым производствам увидеть их, адаптировать и выдать в массы. На это уходит полгода до поступления в продажу. Да, есть одежда, которую можно с подиума перенести на улицы. Но ее тоже нужно отшить и доставить в магазины, не говоря о том, что брендам нужно выяснить, какой будет на нее спрос.
И о чем нам поведали дизайнеры Gucci, Prada, Dior, Balenciaga и Fendi на этот раз? Что будут носить мужчины в этом году?
Наталия Булдакова: Модные недели, прошедшие в январе, выплеснули в мир не один десяток трендов. Среди них есть заметные, а есть более размытые. Например, продолжается тенденция на поиски вдохновения в прошедших годах и эпохах. Особенно чувствуется в новых коллекциях влияние эстетики 70-х с брюками-клеш, удлиненными приталенными пиджаками, водолазками, типичными для того периода пальто и плащами и возрожденными принтами той эпохи. К ней примешивается стиль "диско" - золотые ткани, яркие кричащие материалы, провокационные сочетания фактур и цветовые контрасты.
Конечно, не обошли стороной дизайнеры и 80-е, 90-е и 2000-е годы. Есть и широкие плечи с подплечниками и погонами, как заостренные, так и покатые. Есть и вытянутые силуэты наряду с квадратными. Увеличенная линия плеча - общая тенденция для пальто и пиджаков. В ряде коллекций пиджаки и пальто имеют разрезной рукав.
Снова появились в коллекциях слаксы и брюки с высокой посадкой. Наравне с зауженными укороченными брюками со стрелками наблюдается обилие широких и очень широких брюк прямого кроя. Некоторые кутюрье предложили брюки с асимметричной вышивкой для классических образов.
Велик интерес дизайнеров к бомберам из различных материалов с различными фактурами и широким курткам прямого кроя с накладными карманами. И, конечно, никуда не делся оверсайз. Еще один яркий тренд - активное использование в мужских коллекциях наиболее актуальных цветов текущего сезона, таких как розовый, фуксия, маджента, цифровая лаванда, луковый и т.д. Даже в деловых образах.
Дизайнеры представили много элементов гардероба из цветной глянцевой кожи и глянцевых тканей. Во многих коллекциях в изобилии присутствуют клетка, зоопринты и зоофактуры во всех элементах мужского гардероба: от трико до обуви. Интерес ряда дизайнеров вновь вызвала тема искусственного состаривания материалов: потертостей, градиентов и полинялостей. Основное обувное настроение - заостренный мыс и обувь акцентных насыщенных цветов. Реверанс 70-м - обувь с каблуком. Круглые раздутые мысы, как и классические ботинки, тоже встречаются в коллекциях, но значительно реже.
Многие модные дома представили в коллекциях мужские шубы разной длины и разной степени лохматости. Расцветки как классические, так и смелые. Снова на подиумах - а значит, и на улицах в недалеком будущем - куртки и дубленки с меховой оторочкой. Она, как и отделка курток, пиджаков и вставки в комбинированных изделиях, часто заметная, контрастная. Самые популярные контрастные сочетания в коллекциях: оранжевый с черным, белый с черным и красный с черным. Конечно, в рамках показов не обошлось без модной нынче темы размытия гендерных гардеробных норм в виде жакетов без ворота а-ля Коко Шанель, мужских бюстгальтеров, шляпок с вуалью, платьев и юбок. Но если не считать отдельных взлетов дизайнерской мысли, тенденции мужской моды вполне адаптируемы к повседневности.
А что делать российским модникам в связи с уходом с нашего рынка ряда зарубежных брендов?
Наталия Булдакова: Решением может стать заказ одежды через байеров, пошив новых или адаптация аналогичных по крою, цвету или фактуре вещей из более ранних коллекций модных брендов в соответствии с той или иной текущей тенденцией. Более бюджетный вариант: если предметом интереса являются яркие или глянцево-блестящие элементы гардероба - поискать аналоги в коллекциях турецких, иранских и индийских производителей, представленных на российском рынке. И, наконец, самый демократичный по затратам, но нередко самый интересный выход: в условиях непрекращающихся "поклонов" высокой моды тенденциям 70-х, 80-х и 90-х приобретение одежды на ресейл-платформах, где можно найти уникальные винтажные вещи отличного качества в прекрасном состоянии. Таких интернет-аналогов секонд-хендов и комиссионок довольно много. Кто-то из них занимается только одеждой люкс, кто-то не делает акцентов на конкретный сегмент.
Новое - это незабытое старое
Известные дома моды дали волю фантазии. В некоторых коллекциях представлены сумки, намекающие на то, что внутри - бутылка чего-то горячительного. Обувь, вдохновленная ковбойскими сапогами. Кроме того, в моде широкие джинсы-трубы в классическом синем цвете с отворотами, брюки-галифе или широкие штаны, заправляемые в высокие ботинки на шнуровке. Широкие прямые брюки, и брюки-клеш представлены преимущественно в насыщенных цветах и имеют струящуюся фактуру.