- Мне прислали фото, и я сразу понял, что сокровище надо срочно спасать, - вспоминает коллекционер, вытащивший ржавую конструкцию из земли лишь после того, как сделал дачнице, по ее просьбе, цветник.
С ГАЗ-А и началась коллекция Олега Багрова, недавно открывшего в московском Измайлове "Музей педального транспорта". А сокровищами эти машины он стал называть с тех пор, как отыскал в гараже машинку, подаренную ему в детстве родителями. Захотел покатать детей, привел в порядок. Стало самому интересно, нашел иностранные каталоги, увидел автопарки лакированных педальных лимузинов... И как бизнесмен оценил ситуацию: если он сейчас не соберет оставшиеся реликвии, они сгниют по гаражам и в огородах. Два года закупал машины, искал реставраторов, изучал опыт других музеев, общался с коллекционерами.
На стендах - только советские машины: "Малыши", "Уралы", "Зiроньки", "Муравьи", "Крошки" московского, челябинского, саратовского, львовского заводов. Детский автопром закончился в 1990-е. В музее есть, как сказали бы автоэксперты, концепт-кар последней советской машинки. У автомобиля, похожего на ВАЗ-2109, нет фар и отдельных деталей корпуса - их не успели доработать: после распада Союза "педальки" стали не нужны заводам.
...Из угла выставочного зала "взлетает" по вертикальной "взлетке" "Ракета" - эти остроконечные автомобили назывались так до полета Гагарина, а потом все превратились в "Востоки". В планах владельца музея добавить тему "СССР и космос" к уже действующим экскурсионным маршрутам - по советскому автопрому, по автомоде 1920-30-х и другим. А еще начать для детей темы истории России, Великой Отечественной войны. Багров показывает на смартфоне машины, оформленные под Ил-25 Чкалова, И-16 Талалихина.
- Всех на экскурсии мы в машину не посадим, но будем надевать детям шлемы летчика или танкиста. Чтобы они чувствовали себя героями рассказа и прикасались к великому.
...Машины меняли формы и цвета, превращались из крестьянской лошадки в железного коня, начинялись электроникой. Неизменным оставался только педальный механизм "с возвратно-поступательными движениями".
- Дети спрашивают: а где кнопка, чтоб она поехала? - смеется Багров. - Нет, дорогой, тут надо самому, ногами. И головой.
Царская забава
Это развлечение родилось во Франции. А в России педальные машины первыми начали осваивать царские дети: завод "Руссо-Балт" до революции выпустил несколько десятков машин для семьи Романовых. У Олега Багрова "Руссо-Балта" нет - и он уверен, что его нет и у других коллекционеров: деревянные рамы не могли выдержать векового груза. Зато есть машина, выпущенная Заводом имени Сталина в начале 1930-х, первая советская "педалька", ушедшая в серию - их тогда распределяли по квоте, 10 штук в каждую область. Вот и ГАЗ-А, он тут самый тяжелый, 23 кг, их ставили в основном в парках отдыха, на каруселях.
В Европе педальные машины были полными аналогами настоящих авто и выпускались для рекламы "Мерседесов" и "Феррари", это был большой бизнес. В СССР же только первые модели сделаны под их реальные прототипы. Экспозицию Багрова начинает "Циклоп", так называли педальные "Москвичи" первой серии, сделанные по лицензии итальянской фирмы Giordani: радиатор круглой формы на передке напоминал глаз мифического существа. Следующие модели "педалек" создавали уже отечественные дизайнеры и конструкторы.
В музее выдаются детские права.
Но только тем, кто, двигаясь на машине по учебной трассе, проходящей по залу, вписывается в повороты, тормозит на переходах и перед "лежачими полицейскими" и т.д.
Прошедшему испытания вручают именной "документ" с фото.