Прежде всего, следует разделить этические нормы и правовые. В России существуют кодексы этики государственных служащих, сотрудников силовых ведомств и других служб. Согласно законодательству, нарушение этических норм само по себе не может служить основанием для наложения дисциплинарного взыскания. Вместе с тем руководитель органа, получив заключение комиссии по этике, должен проверить, не влечет ли сам проступок привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законом или уставом.
При этом надо понимать, что депутаты не являются государственными служащими и кодекс этики госслужащих на них не распространяется.
Статьей 9 закона о статусе сенаторов и депутатов Госдумы предусмотрено, что они должны соблюдать этические нормы. Ответственность за их несоблюдение устанавливается регламентами палат. Однако сами нормы никаким правовым актом не установлены. Следовательно, отсутствуют основания для установления самого факта нарушения. И в этих обстоятельствах разумной будет инициатива о закреплении этических норм сенаторов и депутатов в специальном правовом акте.
Если говорить о выезде из России и въезде обратно - а призывы запретить депутатам покидать страну в принципе тоже звучат - то свобода перемещения закреплена как непосредственно в Конституции, так и в соответствующем федеральном законе. Ограничение конституционных прав возможно исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Само по себе наличие статуса сенатора или депутата не может служить обоснованием для подобных ограничений.
Тем не менее, необходимо учитывать следующее. В 2022 году было принято значительное число законов, касающихся обеспечения обороноспособности страны и работы экономики в условиях мобилизации. При подготовке текстов законопроектов их авторы могли знакомиться с документами и информацией, содержащих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну. При таких обстоятельствах депутат, в принципе, не отличается от сотрудника оборонного предприятия, получившего допуск определенной категории, вследствие чего его выезд за границу ограничен. Применение аналогичного порядка к депутатам будет не только обоснованным, но и законным. При этом депутаты, не получившие доступа к государственной тайне, не могут быть ограничены в праве выезда из страны.
Что касается публичной демонстрации предметов роскоши некоторыми чиновниками и депутатами, а также членами их семей, то здесь возможны поправки в закон о противодействии коррупции. В Следственный комитет России должны поступать на проверку сведения о наличии в собственности членов семей государственных служащих и представителей законодательной власти крупных денежных средств, дорогостоящих предметов и объектов недвижимости. Антикоррупционные декларации находятся в открытом доступе, поэтому ни для кого не секрет, что зачастую родители, супруги и дети госслужащих и народных избранников являются богатейшими людьми страны.
При этом необходимо проверить наличие ценностей и источник их приобретения также у дальних родственников декларанта. История печально знаменитого полковника Захарченко - тому подтверждение. У его окружения было конфисковано более 8 миллиардов рублей, 14 квартир и несчетное количество драгоценностей. Аналогичная ситуация была и с имуществом экс-губернатора Сахалина Хорошавина. У него лично, а также у его близких было изъято денежных средств и предметов роскоши на сумму около 2 миллиардов. Именно поэтому в закон необходимо внести положения об обязательной проверке информации о коррупционном поведении чиновников.