03.02.2023 19:33
Культура

В Новой опере прозвучали все оперы Рахманинова

Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (8970)
Исполнение рахманиновских опер стало спецпроектом Крещенского фестиваля к 150-летию композитора. Впервые на российской сцене прозвучал цикл всех четырех оперных названий Рахманинова: "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" (1906), "Монна Ванна" (1907).
Все оперы Сергея Рахманинова вдохновлены литературными шедеврами. / Из фондов Российского национального музея музыки
Читать на сайте RG.RU

Событие это во всех смыслах неординарное. По сути, кроме "Алеко", чья удачная сценическая биография сложилась во многом благодаря Федору Шаляпину, исполнявшему партию Алеко, рахманиновские оперы и сегодня продолжают оставаться в афише в категории "редкостей", а музыка недописанной "Монны Ванны" вообще малоизвестна (впервые в Москве она прозвучала только в 2009 году - в Большом зале консерватории под управлением Владимира Ашкенази).

Между тем в Новой опере креативно подошли к проекту: привлекли на все оперы разных дирижеров. Александр Самоилэ дирижировал "Алеко", Антон Торбеев (приглашенный дирижер театра) - "Франческой", Евгений Самойлов - "Скупым рыцарем", Дмитрий Волосников - "Монной Ванной". Это логичная идея, учитывая, какое значение Рахманинов придавал оркестру в своих операх - по сути приравнивая его к героям оперы, к повествователю (подобно авторской речи писателя). А все его оперы вышли из литературных шедевров: "Маленькие трагедии" и "Цыгане" Пушкина, "Божественная комедия" Данте, "Монна Ванна" Метерлинка. Все они построены на крупных планах героев, требующих от певцов и вокальной нюансировки, и психологической детализации. При этом певцам не так просто продираться сквозь плотную рахманиновскую фактуру оркестра, порой затмевающую их голоса. Однако создать яркие индивидуальные интерпретации своих партий многим из певцов удалось успешно, особенно Владимиру Байкову в партии Барона ("Скупой рыцарь") или Хачатуру Бадаляну (Паоло) и Алексею Зеленкову (Малатеста) в "Франческе". Алеко в исполнении Анджея Белецкого был по-настоящему объемным, несмотря на концертный формат, захватывал страстью и мрачным драматизмом переживаний героя. А любовные дуэты Земфиры - Ирины Моревой и Молодого цыгана - Алексея Татаринцева звучали с накаленной до предела "веристской" энергией, словно каждый миг их любовной страсти был последним.

Между тем особый интерес в этом цикле вызвала "Монна Ванна", загадочно оборванная когда-то Рахманиновым (был написан только 1 акт в клавире) и так и оставшаяся незавершенной, хотя либретто и ноты оперы он забрал с собой, покидая Россию в 1917 году. Уже после его смерти, в 70-е годы американский дирижер Игорь Букетов сделал оркестровку клавира (мировая премьера состоялась в 1984 году). Сюжет оперы повествует о событиях XV века: военачальник Гвидо в осажденной флорентийскими войсками Пизе, чтобы спасти город, должен отправить к врагу свою жену красавицу Монну. Сорок пять минут действия - это невероятная по напряжению и все более накаляющимся эмоциям сцена, где Гвидо в драматически мощном исполнении Артема Гарнова сначала узнает о чудовищном условии перемирия, а затем переживает страшные состояния - от уверенности в отказе Монны (Кристина Пономарева) до ярости от ее согласия и подозрения, что она тайно любит врага. Впечатляющая, пронзительно прозвучавшая история на актуальную тему войны и цены мира.

В Риме прошел исторический бал, приуроченный к 150-летию Сергея Рахманинова
Классика