07.02.2023 07:27
Экономика

Для чего нужны логистические сервисы в В2В-деятельности

Текст:  Ирина Фурсова
Российская газета - Спецвыпуск: Инновации №26 (8971)
Цифровые решения все активнее входят в нашу жизнь. Мы выбираем товары на маркетплейсах, вызываем такси через агрегатора, система "умный дом" поддерживает в жилищах оптимальный климат, и не сегодня-завтра мы сможем повсеместно пользоваться беспилотными такси. И даже личная жизнь порой устраивается с человеком, которого подобрал искусственный интеллект на сайте знакомств.
С помощью цифровых платформ перевозчики получают доступ к заказам крупнейших компаний. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Изменения затронули и В2В-деятельность: например, появляются платформенные решения, которые объединяют многих поставщиков и потребителей услуг. Особенно это направление развито в сфере логистики, что помогает рынку стать более эффективным и прозрачным, создает здоровую конкуренцию, а также снижает цены.

Что же представляет собой такая цифровая платформа и за счет чего она существует? Ведь базовые услуги для ее пользователей обычно бесплатны. "По замыслу, логистические платформы - это "сайт знакомств" для участников процесса перевозки: грузовладельцев и перевозчиков, для заказчиков и подрядчиков в транспортной логистике. Ничего специфического в этом нет: в разных сферах человеческой жизни есть те, кто помогает знакомиться людям с взаимными интересами и зарабатывает на этом", - объяснил "РГ" замгендиректора по связям с общественностью "Очаковской Логистической Компании" Владимир Криворучко.

Уровень же возможностей логистической платформы зависит от уровня ее популярности. Конкуренция в этой сфере, по словам эксперта, не слишком велика, на рынке резко выделяется один "монстр" с более чем 300 тысячами участников. У других компаний клиентов на порядок меньше, и функции многих платформ ограничены лишь поиском кандидатов в партнеры по грузоперевозкам. От таких ресурсов не стоит требовать сверхусилий, чтобы груз был доставлен в срок и в полной сохранности, ведь нормальному человеку не придет в голову требовать от сайта знакомств гарантий будущей счастливой жизни.

С любыми логистическими платформами можно работать и на бесплатной основе, добавляет Владимир Криворучко, но возможности услуг будут ограничены по времени и объему информации. Для полноценного пользования возможностями ресурса необходимо приобрести определенный пакет информационных услуг. Также платформы по грузоперевозкам зарабатывают, размещая рекламу.

Инвестиции в отечественное производство достигли исторического максимума

По словам гендиректора B2B-маркетплейса "Максмарт" Елены Суховей, цифровые платформы за дополнительную плату предлагают целый спектр услуг, например, проверку контрагентов, GPS-мониторинг транспорта, страхование, повышение приоритета перевозки, уведомления, предоставление API-интеграции, ИТ-внедрение под ключ и т.д. На некоторых платформах набирает популярность сервис, позволяющий грузоотправителю или перевозчику создать свой выделенный контур (персональную площадку), пригласить проверенных участников и настроить передачу заказов на них с дополнительным информированием и автоматизацией формирования документов для перевозки. Отдельно можно выделить популярность и удобство мобильных приложений платформ, которые помогают оперативно получить доступ к необходимой информации.

"Логистические платформы являются современным цифровым инструментом, который позволяет в одном пространстве свести максимальное количество грузовладельцев и перевозчиков. Используя данные платформы, грузовладельцы оптимизируют собственные расходы на логистику, включая доставку и хранение, благодаря консолидации грузов и конкурентному отбору исполнителей для выполнения заказов. Внедрение автоматизированных систем помогает снизить накладные расходы и повысить производительность логистических процессов. Также платформы берут на себя ответственность по проверке исполнителей, страхованию грузов и контролю перевозки на всех этапах, что ведет к уменьшению рисков для грузовладельца, - подчеркнула Елена Суховей. - В свою очередь перевозчики получают доступ к грузам крупнейших компаний с широкой географией перевозок. В рамках использования сервисов маршрутизации платформы идет снижение себестоимости перевозки для исполнителей".

С цифровыми логистическими платформами можно работать и на бесплатной основе

"Цифровые сервисы позволяют нам экономить от двух до семи процентов от стоимости перевозки, - подтвердил "РГ" представитель крупной логистической компании. - На платформе мы взаимодействуем с большим количеством перевозчиков, что существенно увеличивает конверсию закрытия рейсов, которые передаем на качественный аутсорсинг. Кроме того, наши логисты теперь обрабатывают больше заявок, что увеличивает производительность сотрудников и снижает роль человеческого фактора. Также для нас очень важно исключить риски работы с неблагонадежными партнерами, а реализованная на платформе комплексная система проверки и допуска перевозчиков помогает обеспечить должную осмотрительность".

Контролировать перевозку древесины по всей стране будет искусственный интеллект

Созданию цифровых логистических платформ не помешало бегство с российского рынка зарубежных поставщиков ИТ-решений. Здесь применяются весьма продвинутые технологии. "Технология блокчейн меняет ландшафт цифровой экономики благодаря изменению бизнес-моделей приоритетных секторов. Все слышали о криптовалютах, но финансы - далеко не единственная область применения блокчейна. На очереди транспортно-логистические цепочки, и чем больший экономический эффект принесет внедрение технологии в индустрию, тем быстрее будет происходить перестройка бизнес-моделей компаний, - считает декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций МТУСИ Сергей Гатауллин. - Смарт-контракты позволяют оптимизировать работу целых классов работников, обеспечивая посреднические функции, за счет автоматизации процесса достижения договоренностей и выполнения участниками рынка обязательств по поставке и оплате товаров либо услуг. В связке с технологиями искусственного интеллекта и больших данных технология блокчейн позволит перейти от обмена документами к оперированию в автоматическом режиме событиями, зафиксированными в документах".

Инновации