Все логические противоречия исчезают, когда понимаешь, что Япония подразумевает под мирным договором с нашей страной. В Токио никогда не отказывались и, очевидно, не откажутся от притязаний на Южные Курилы. В связи с этим за формулировкой заключения мирного договора скрывается упрямое и ничем не обоснованное юридически желание японского государства продолжить требовать от Москвы возвращения себе четырех российских островов, которые, как неоднократно подчеркивали на Смоленской площади, перешли к нашей стране на совершенно законных основаниях по итогам Второй мировой войны.
Пожалуй, за всю историю существования этой проблемы только бывший премьер Японии Синдзо Абэ осмелился отойти от традиционной японской формулы и попытался нащупать взаимоприемлемые развязки, которые отвечали бы не только интересам Токио, но и Москвы. Хотя делал он это в совершенно иной геополитической обстановке. Но даже тогда японскому политику было крайне трудно преодолевать сопротивление внутренних политических элит, которые зачастую ставили ему палки в колеса, и лавировать, уходя из-под непрекращающегося прессинга и пристального внимания США. Абэ неустанно разъяснял то одному, то другому хозяину Белого дома, что стабильность в российско- японских отношениях положительно скажется на безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в целом, и вопреки всем преградам сохранял курс на укрепление связей с Москвой.
Сегодня японским правительством руководит премьер Фумио Кисида, который почти пять лет занимал должность министра иностранных дел в кабинете Абэ. Этот политик хорошо осведомлен о различных нюансах двусторонних контактов между Токио и Москвой и вполне сознательно идет на отход от тех постулатов, которые были сгенерированы при его патроне при выстраивании курса на российском направлении. По всей видимости, Кисида искренне не верит в возможность добрососедских отношений с нашей страной и всецело ориентируется на Вашингтон, от которого в японской политике и вправду зависит чересчур много.
В связи с этим возникает закономерный вопрос, а насколько в таких обстоятельствах необходимо России продолжать переговоры с Японией по вопросу заключения мирного договора. Напомню, что это зачастую изнурительный и неэффективный процесс, который и в лучшие годы не привел хоть к какому-то позитивному результату. В Токио и раньше не шли на компромиссы, настаивали на подписании документа фактически на своих, абсолютно невыгодных для Москвы условиях. Пожалуй, в нынешний период, когда по многим вопросам наша страна стала, наконец, расставлять акценты, можно было бы и здесь окончательно перестать подпитывать пустыми надеждами своего восточноазиатского соседа. Тем более в русском языке на этот счет есть описывающая ситуацию пословица: "На чужой каравай рот не разевай".
Дмитрий Стрельцов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук, профессор:
- Япония подтвердила свою приверженность линии на заключение мирного договора с Россией. И в этом нет ничего удивительного. Эта линия не подвержена политической конъюнктуре и составляет фактически базис японской позиции по проблеме отношений с Россией. Наоборот, было бы странно, если бы Япония вдруг отказалась от этой линии. В этом случае Токио пришлось бы искать какой-то другой план, какую-то другую концепцию, которая сейчас не просматривается.
Мое личное мнение заключается в том, что мирный договор с Японией нужен России. Его отсутствие наносит ущерб нашим отношениям. Но я неоднократно говорил, что это должен быть не мирный договор в значении договора об итогах Второй мировой войны, а договор о мире, дружбе и добрососедстве, подобный тому, что имеется в отношениях Японии с Китаем. Это был бы договор, который заложил юридическую основу в наши отношения, придал бы им динамизм на длительную перспективу. Россия, конечно, заинтересована в дружеских и добрососедских отношениях с Японией. У нас есть множество точек соприкосновения в сферах экономики, политики и безопасности. Наработаны гуманитарные, научные и культурные связи. И в общем-то такой договор послужил бы интересам обеих стран. Конечно, в нынешней ситуации говорить о том, что договор будет заключен в ближайшее время, нереалистично. Япония отнесена к числу недружественных государств. Но я думаю, что ситуация рано или поздно изменится и нам не стоит сжигать мосты. В этом смысле ухудшение отношений с Японией не отвечает нашим интересам. Не следует, например, исключать перспективу заключения мирного договора из повестки дня. И полное прекращение диалога с Японией по этому вопросу мне кажется не совсем правильным.