Проектно-изыскательские работы по реконструкции вокзала во Владимире с организацией транспортно-пересадочного узла начались в 2022 году. Согласно проекту, доминантой кластера станет существующее здание железнодорожного вокзала, где можно будет ознакомиться с расписанием не только поездов и электричек, но и рейсовых автобусов, купить билеты на любой из этих видов транспорта в единой кассе и дождаться пересадки, если она требуется, в тепле и комфорте. В здании вокзала появятся эскалаторы и лифты для пассажиров, его внутреннее пространство планируется полностью переформатировать, "чтобы убрать стесненность и иные некомфортные для пассажиров факторы", а внешний вид максимально сохранить.
Однако способ этого "максимального сохранения" профессиональное сообщество архитекторов абсолютно не устроил. Настоящим камнем преткновения в самом прямом смысле стал белый камень, которым в 70-е годы прошлого века (годы строительства вокзала - 1969-1975) были облицованы фасады здания и который проектировщики намерены заменить на керамогранит. Известие об этом вызвало волну возмущения в среде специалистов. В частности, в середине января открытое письмо в защиту "родных" белокаменных фасадов владимирского вокзала написали директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева и архитектор Сергей Чобан - на 3 февраля его подписали 5034 человека.
"Никакой керамогранит не заменит живую, наделенную сюжетом и, вероятно, обработанную вручную поверхность натурального камня", - пишет, в свою очередь, главный редактор отраслевого портала Архи.ру, кандидат искусствоведения Юлия Тарабарина. По ее словам, для облицовки здания вокзала использовался мячковский известняк, "из которого построены и владимирские храмы, и суздальские, и звенигородские".
"Поначалу мы не поверили, а потом присмотрелись: плиты фасада и впрямь удивительные. Небольшие, светлые, местами с мягкой "мятой" поверхностью, насколько можно судить по визуальному впечатлению - со следами ручной подтески, которая подчеркивает живую рукотворность каменной стены", - продолжает Юлия Тарабарина.
Представители "РЖД" и проектного института "Ленгипротранс" между тем настаивают на том, что технология реконструкции позволяет сохранить внешний облик вокзала, его архитектурные особенности и оригинальные элементы декора. Поскольку каменная облицовка обветшала, ее придется снять и заменить на современный материал того же цвета, перед этим утеплив фасады, как того требует законодательство. Положить на утеплитель старый камень не получится, уверены инициаторы реконструкции, поскольку, по их мнению, нет никаких гарантий, что камень не разрушится.
- Мы во всех своих проектах чтим историю того места, где расположены вокзалы, - подчеркнул начальник службы инвестиций дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" Виктор Буряк. - И во Владимире делаем то же самое. Не стараемся сделать типовой проект в ущерб белокаменной архитектуре. Хочется прийти к симбиозу исторических памятников и нового современного вокзала.
Как раз типового, безликого вида железнодорожных ворот города, утраты яркого образчика советского послевоенного модернизма и опасаются противники предлагаемого варианта реконструкции.
- Если мы сейчас все это уничтожим, что у нас останется? - задала вопрос собравшимся директор областного проектно-изыскательского архитектурно-планировочного бюро Наталья Мигаль. - У нас сплошь и рядом будут одни кассеты. Школы - кассеты, детские сады - кассеты. Здания, которые были интересными, после облицовки кассетами становятся очень дешевыми, дешево выглядят. Я понимаю, что это очень удобно. Кассеты сейчас - хорошая защита от хорошей штукатурки, защита, скажем так, от хорошей архитектуры. Прекрасно чистится этот камень, можно восстановить его природную свежесть и чистоту, если постараться.
Ради спасения исторического облика постройки активисты добиваются включения здания в реестр объектов культурного наследия. Тем временем компания "РЖД" планирует реконструировать владимирский вокзал к 1000-летию Суздаля, которое отмечается в 2024 году. Если, конечно, он не станет памятником.
- У вас не будет вокзала, он будет разрушаться, потому что станет памятником, и мы ничего не сможем с ним сделать, пока не пройдем все экспертизы. Потом, в 2026 году, мы снова все здесь соберемся, - обрисовал перспективу начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский.
В итоге члены общественных палат сошлись во мнении, что из вокзала музей делать не нужно, и поддержали проект реконструкции с учетом "проработки прилегающих территорий в интересах населения". Главное - чтобы на вокзале и возле него было комфортно пассажирам, уверены общественники.