Сейчас, пока не началась весна, в самом разгаре конкурсные процедуры на ремонты дорог и благоустройство территорий. Причем от скорости и качества проведения закупок сегодня напрямую зависит, успеют ли подрядчики, выигравшие конкурсы, справиться со своими задачами вовремя.
На Северо-Западе объем госзакупок с каждым годом увеличивается. Правда, чем больше средств "вливается" в регионы, тем больше проблем появляется у местной власти - как со сроками заключения контрактов, так и с подрядчиками, которые во время закупочных процедур часто переоценивают свои возможности.
Примеров множество. Так, администрацию Сыктывкара в прошлом году не устраивали качество и темпы дорожных работ, отставание подрядчика от графика. В Новгороде власти города разбирались с компанией, которая не справлялась с уборкой улиц от снега, а в Пскове за невыполнение работ по капремонту общежития строительную фирму даже внесли в реестр недобросовестных поставщиков.
Тем временем в Нарьян-Маре в конце прошлого года штрафные санкции наложили на подрядчиков, затянувших благоустройство города, - часть работ по формированию комфортной городской среды в округе "ушла" в зиму. Оказалось, что на Лая-Вожской дороге бордюры устанавливали, когда уже лежал снег. В итоге власти Ненецкого округа в декабре проверяли исполнение всех госконтрактов, обращая внимание на сроки, приемку и качество работ. Весной, если выяснится, что качество низкое, подрядчиков заставят устранять замечания.
Впрочем, проблемы с исполнением госконтрактов есть во всех регионах. Но теперь власти стараются защитить свои строительные программы на самом первом этапе, до того, пока все стороны подпишут финальные документы. В Архангельске, к примеру, в этом году начали по-новому проводить конкурсные процедуры на строительство дорог:
- Учли опыт прошлого года, когда победитель аукциона взял на себя весь объем работ и не справился в срок. Чтобы не повторять ошибки, мы разбили проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на два лота: в каждый вошли по три улицы, среди них - один крупный объект, - рассказал спецкору "Российской газеты" глава Архангельска Дмитрий Морев. - Кроме того, мы приняли решение о проведении открытых конкурсов, что позволит ориентироваться не только на ценовое предложение, но и на опыт - чем больше он будет у компании, тем больше баллов она наберет при определении победителя.
Правда, возможна и такая ситуация: один и тот же подрядчик выиграет оба лота. Но тогда ему придется пройти и через двойной конкурсный "скрининг" по подтверждению репутации: продемонстрировать опыт в сфере капитального ремонта дорог. То есть компания должна будет представить своему потенциальному заказчику информацию об уже завершенных контрактах, с которыми успешно справилась. А дальше - как при поступлении в университет: чем значительнее история успеха, тем больше баллов и выше шансы после подведения итогов.
Тем временем на Вологодчине начали по-новому проводить совместные торги на поставку продовольствия для детсадов и школ: теперь продукты питания, которые не производятся на территории области, с 1 февраля 2023 года будут поставляться в регион централизованно с использованием регионального распределительно-логистического центра. Чиновники уверены, что это позволит сделать процесс обеспечения учреждений более прозрачным, улучшить качество, исключить поставку фальсификата.
Очень важно и то, что продукты, которые производятся на территории области, можно теперь закупать у вологодских товаропроизводителей по прямым договорам.
А в Архангельске увеличили гарантийные сроки для подрядчиков - с четырех до пяти лет. Если за пятилетку асфальт "выдаст" ямы, а на тротуарах начнет отходить плитка, строителям придется возвращаться и исправлять недочеты.
Правда, относится это только к компаниям, получившим деньги за свой труд. А если заранее понятно, что труд "в кавычках", причитающиеся по контракту деньги на счета подрядчика могут и не поступить. В столице Поморья в прошлом году получила известность история с компанией, занимавшейся обустройством сквера в Соломбале. Ей просто не оплатили полностью сумму заявленных работ, посчитав их некачественно выполненными или невыполненными на сумму свыше 10 миллионов рублей. Штрафные санкции пришлось применить и за срыв сроков работ, и за невыполнение объемов.
Далеко не все можно предусмотреть в условиях контракта, а страховки от непредвиденных ситуаций нет ни у кого. В Архангельске, к примеру, в качестве "сюрпризов" строителям часто попадаются старые сваи и фундаменты многочисленных "деревяшек", веками составлявших основу городской архитектуры. Вот и при благоустройстве территории на перекрестке улицы Поморской и проспекта Советских Космонавтов в прошлом году было обнаружено основание старого деревянного дома. Власти города взяли на себя устранение проектных недостатков, а подрядчикам пришлось делать глубокую выторфовку, "выкорчевывать" сваи, извлекая горы земли и песка. Несмотря на это, новый сквер успели сдать до снега.