В начале 1990-2000-х годов Россия столкнулась с феноменом сверхсмертности: продолжительность жизни российских мужчин упала до 57 лет. В ходе многокомпонентного эпидемиологического исследования "Изучение причин высокой смертности в России" было установлено, что 59% молодых мужчин умирали из-за чрезмерного употребления алкоголя.
Совершенно свободный рынок, не облагаемые налогом сигареты и алкоголь стали следствием колоссального роста продаж алкогольной и табачной продукции в 90-е годы. По одним только сигаретам отмечался более чем удвоенный рост продаж - с 200 до 450 миллиардов штук в год.
Проект состоял из ретроспективного исследования результатов паталогоанатомических вскрытий 50-ти тысяч умерших и когортного проспективного исследования, в которое были включены 210 тысяч россиян. Полученные результаты положили начало разработке Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем населения России, рассказал руководитель проекта, президент Противоракового общества России, профессор Давид Заридзе. Результатом реализации концепции стало колоссальное снижение потребления алкоголя в государстве, а также снижение смертности от всех причин, в том числе от всех немедицинских.
"Предпринятые в рамках концепции меры сохранили жизнь 3,5 миллионам человек, смерть которых привела бы к потере ещё нескольких миллионов неродившихся россиян, - отметил профессор. - А наши рекомендации по введению предельно допустимых концентраций смолы и никотина в табачной продукции предотвратили смерть более 500 тысяч россиян - с 1993 года значительно снизилась смертность и заболеваемость от рака лёгкого и других ассоциированных с курением форм рака".
Однако треть населения России по-прежнему курит и умирает от болезней, связанных с курением: с 2009 по 2019 год заболеваемость раком лёгкого среди россиянок выросла на 29% и пока не меняется. Зависимость от табака российских мужчин по-прежнему остается высокой - 47% из них курят и с 2015 года эта цифра не снижается.
Программы лечения онкологических больных должны включать научно обоснованные методы отказа от курения, такие как психотерапия и никотинзаместительная терапия, - убежден Давид Заридзе. При этом некоторые, кто не отказываются от курения и не удовлетворены эффектом никотинзаместительной терапии, во время перехода используют электронные средства доставки никотина (ЭСДН), такие как, например, электронные системы нагревания табака, предполагая, что они возможно не так опасны и содержат меньше токсических и канцерогенных веществ. Следует напоминать пациентам, считает профессор, о недопустимости одновременного употребления ЭСДН и обычных сигарет, и необходимости полного отказа от курения, что является "золотым стандартом" в терапии. Статус курения до и после постановки диагноза больного раком легкого, включенного в клиническое исследование, должен обязательно учитываться при анализе эффективности применяемых противоопухолевых препаратов, так как он может значительно повлиять на результаты терапии.
К ключевым факторам риска, вносящим основной вклад в заболеваемость и смертность россиян, наряду с курением и алкоголем, Давид Заридзе относит вирус папилломы человека (ВПЧ). Поэтому, по словам профессора, необходимо уделять внимание вакцинопрофилактике злокачественных опухолей, ассоциированных с этим вирусом, как к наиболее эффективному методу снижения смертности и увеличения продолжительности жизни россиян.
Россия - страна, где всё ещё сохраняется тенденция роста смертности от рака шейки матки, ассоциированного с ВПЧ: за последние 30 лет смертность от этого вида онкологии выросла вдвое. Хотя во многих развитых странах эта проблема уже решена благодаря вакцинопрофилактике подростков. Масштабная вакцинация от ВПЧ в Англии, к примеру, привела практически к полному исчезанию рака шейки матки у женщин, рожденных после 1 сентября 1995 года. А последнее шведское исследование от 2021 года показывает, что ВПЧ-вакцинация снижает риск развития инвазивного рака шейки матки на 90%, если вакцинировать девочек до 17 лет, если после 17-ти - всего на 50%, однако положительный эффект очевиден.
На сегодняшний день доказана связь между инфицированностью ВПЧ и злокачественными опухолями не только шейки матки, но и вульвы, влагалища, полового члена, а также ануса и ротоглотки у мужчин и женщин. При этом уже доказано, что курение повышает риск развития рака шейки матки, особенно если женщина начала курить в молодом возрасте, когда эпителий шейки матки наиболее уязвим для инфекции, вызываемой ВПЧ, и токсических веществ. "В результате проводимых исследований может подтвердиться связь ВПЧ и с другими формами рака, например, раком пищевода. Популяционный ВПЧ-скрининг женщин два раза в течение жизни, в 35 лет и 45 лет, позволяет значительно снизить заболеваемость и смертность от рака шейки матки", - считает Давид Заридзе.