А ведь несколько лет назад этих животных с умными и доверчивыми глазами хотели пустить на мясо за то, что они перестали приносить прибыль. И пустили бы, если бы не наш герой, гроза маньяков, насильников и бандитов, полковник юстиции в отставке, заслуженный юрист РБ Виктор Гурьев. Он выкупил лошадей и дал им возможность беззаботно доживать свой век.
Найти подход
Виктор Михайлович - легенда среди следователей. Более 30 лет он боролся с преступностью. Сначала служил в прокуратуре, затем - в следкоме. Много лет руководил первым отделом по расследованию особо важных дел управления Следственного комитета по Башкирии, принимал участие в расследовании самых резонансных преступлений. Гурьев умудрялся "расколоть" любого, даже самого хитрого, злоумышленника без применения силы и угроз, просто поговорив "по душам".
Это именно он разговорил Александра Валеткина, которого задержали по подозрению в страшном преступлении - изнасиловании и убийстве 11-летней школьницы в Уфе. Валеткин отказывался давать показания, но когда остался с Виктором Михайловичем с глазу на глаз...
- К каждому человеку можно найти подход, поэтому я всегда готовился к допросу, узнавал про человека всю подноготную: о родителях, близких людях, их проблемах и болезнях. Так и с Валеткиным я начал не с обвинений, а с разговора о его прошлом и родных. Он никак не мог понять, откуда я все знаю. Так и начал рассказывать. Сначала о жизни. Потом про преступление заговорили. Через пару часов Валеткин написал явку с повинной, - вспоминает полковник в отставке.
Кстати, суд отправил Александра Валеткина в колонию до конца его жизни. Также Виктор Гурьев сумел убедить дать показания главаря казанской банды, промышлявшей в 2005-2007 годах на территории трех регионов страны. На счету преступников было восемь убийств, разбои, грабежи и изнасилования.
- Следователь должен понять психологию преступника, его скрытые мотивы, и не обещать то, чего не сможет сделать, тогда человек заговорит. Я организовал для обвиняемого свидание с больной матерью и сестрой. Видимо, это подействовало. Он признал вину во всех эпизодах и на следствии, и в суде, - заметил Виктор Гурьев.
И таких случаев было немало. На вопрос, почему полковник решил уйти со службы, он ответил, что просто пришло время. Но и в отставке Виктор Михайлович продолжает бороться с несправедливостью и помогать тем, кто нуждается в помощи. Он активно работает в совете при главе Башкирии по правам человека и развитию гражданского общества. Также под его защитой находится целый конный двор.
Конный дворик
- Не думал, что моя жизнь будет связана с конюшней и таким большим хозяйством. Дочь Дарья с 10 лет с другими детьми приходила в парк Гафури, где имелись лошади, и ухаживала за животными как волонтер. Но в 2016 году новый директор парка решил избавиться от всех лошадей, отдав их под нож мясника, ведь они не могли больше работать из-за возраста. К примеру, нашей маленькой пони Бабуле больше 30 лет, по человеческим меркам - это 120. Выбора не было, я выкупил животных, заплатив около 150 тысяч рублей. Трудно было собрать деньги, но всех спасли, - рассказал Виктор Михайлович.
Виктор Гурьев стал руководителем региональной общественной организации по развитию конного спорта "Конный дворик у Садко" (так звали одну из лошадей).
Каждый его день расписан по минутам: нужно успеть не только накормить и напоить всех животных, но и почистить загоны, по отдельности выгулять каждую лошадь и убрать снег во дворе. Сегодня на попечении полковника и его дочери Дарьи 10 лошадей, восемь собак и пять кошек (еще восемь кошек живут у него дома и шесть - у дочери). Все привиты и имеют ветпаспорта.
- Откуда у вас такая любовь к животным? - поинтересовалась я.
- Знаете пословицу, "Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки"? Я полностью с ней согласен, - смеется Виктор Михайлович. - Когда я работал следователем, у меня 15 лет жил кот Фома, у которого диагностировали сахарный диабет. Каждый день во время обеденного перерыва я ездил к ветеринару колоть Фоме инсулин. После смерти кота зарекся брать животных. Но когда им нужна помощь, разве пройдешь мимо? Так у нас и появились собаки и кошки - все найденыши, которые пострадали от людей. Мы обязаны им помогать.
Кстати, самая "дорогая", как шутит полковник, собака в конном дворике - Мишель. На нее упал тюк с сеном. Операции, лечение, установка титановых скоб и реабилитация обошлись в 100 тысяч рублей - деньги помогли собрать бывшие коллеги Виктора Гурьева, ветераны-афганцы и волонтеры. Теперь Мишель носится по конному дворику, не отставая от остальных.
Нужная помощь
Содержать столь большое хозяйство, конечно, затратно: требуется постоянно покупать овес, отруби, сено, лекарства и корм для собак и кошек. Но полковника и команду волонтеров с первых дней поддерживают неравнодушные люди, а с уборкой на конюшне и уходом за животными помогают добровольцы, среди которых и школьники, и студенты, и взрослые люди. В награду им дают уроки верховой езды. Главное, как говорит полковник, дети учатся любить и уважать животных.
В прошлом году Виктор Гурьев вместе с дочерью получил грант главы Башкирии от фонда содействия гражданскому обществу РБ на реализацию проекта "Большие и маленькие друзья".
- На эту субсидию проводим бесплатные занятия в клубе выходного дня для детей, экскурсии для всех желающих и различные мероприятия для пациентов с онкологическими заболеваниями. К примеру, профессиональные фотосессии с лошадьми. Это возможность не только сделать красивые снимки на память, но и пообщаться с животными, ощутить радость жизни. Ведь лошади - очень умные и готовы выслушать любого. Вообще мы в своем "Конном дворике у Садко" рады всем. За исключением тех, кто ставит свои автомобили на поляне, где мы обычно выгуливаем лошадей. Из-за машин, которые утрамбовывают снег, она становится травмоопасной. Надеюсь, что люди одумаются и не будут портить жизнь животным, которые и так видели слишком много плохого, - отметил полковник в отставке.
Кстати
Виктор Гурьев служил в Афганистане, за боевые заслуги награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За отвагу". Вместе с членами башкирского отделения Российского союза ветеранов Афганистана он участвовал в формировании двух колонн автомобилей, которые отправили добровольцам в батальоны имени Шаймуратова и Доставалова. Сейчас "афганцы" собирают третью колонну и гумконвой из тепловизоров и коптеров.
- Если бы меня не комиссовали после ранения в Афганистане, то записался бы в добровольцы, но меня не берут. Считаю, что мы должны всячески поддерживать наших воинов, им наши автомобили сейчас нужнее, - отметил Виктор Гурьев.