Корреспонденты "РГ" на днях заглянули в кузницу мастера и увидели, как реализуется уникальный проект, появившийся благодаря частной инициативе.
Денис колдует с металлом по вечерам после трудового дня (он автомеханик). Крепкий, в охотничьей теплой куртке, немногословный, он щелкает выключателем в мастерской во дворе своего дома, и помещение вмиг наполняется желтым светом. Из-за обилия сложенных вдоль стен инструментов - наковален, молотов, горнов - не сразу обращаешь внимание на выкрашенный в серый цвет, словно вырастающий из земли, памятник с солдатской каской и воронками от взрывов.
В композиции сплелись два события - Великая Отечественная война и специальная военная операция. При всей простоте конструкции детали раскрываются не сразу: нужно обойти стелу кругом, чтобы разглядеть их все, - сжимающую гранату сильную руку деда в гимнастерке, лежащие на земле гильзы, противотанковую мину и автомат Калашникова. А некоторые, например разрывающий столб времени нацистский крест как намек на живучесть фашизма или череп немецкого офицера с притаившейся в глазнице змеей (вспомните Пушкина "Песнь о вещем Олеге"), слегка утоплены, но вместе создают единое целое.
К созданию памятника подтолкнула, увы, горестная весть - в июле 2022 года Денис узнал о гибели двоюродного брата в ходе боев в Херсонской области. Бывший сотрудник правоохранительных органов 45-летний Александр Кутовой был уже на пенсии, однако не смог остаться в стороне от разгоревшегося конфликта. Он отправился на фронт добровольцем, служил водителем грузовика, развозившего горючее для военной техники. За проявленную отвагу его посмертно наградили орденом Мужества, дома у него остались пожилые родители и три дочери.
- В память о нем и его боевых товарищах, тех, кто выполнял свой долг перед Родиной, я решил сделать композицию, совместив в ней советские символы прошлого с сегодняшними, - рассказывает Денис Мильченко. - Изобразил на камне "Ржевского солдата" и передал на родину брата - в хутор Дукмасов Шовгеновского района Республики Адыгея. Близкие готовят место для его установки. А осенью родные погибших в СВО туапсинцев написали мне в соцсетях: "Нам бы в городе такой же мемориал..."
Прообразом послужил известный памятник солдату, убитому под Ржевом: у фигуры воина нет традиционного постамента, он будто парит в воздухе, а рассыпающийся подол шинели превращается в силуэты журавлей. В туапсинском мемориале птицы, символизирующие души героев, кружатся вокруг стелы в вихре смерча, то есть в стихии войны.
- Сначала я сам сделал десять журавлей, а затем откликнулись кузнецы со всей страны, - продолжает Денис. - Так, мастер Андрей Константиновский из Белгорода передал от Гильдии кузнецов Донбасса семь журавлей. Он уехал из ДНР еще в 2014 году и кузницу оборудовал, можно сказать, с нуля. Сейчас готовит еще десять маленьких штук.
На столе грудой лежат кованые птицы: у одной перья филигранно обрисованы, у крыльев другой нежный изгиб. Работы прислали мастера из более 40 городов и поселков - от Бийска до Пятигорска, и всегда журавль посвящен конкретному бойцу, не вернувшемуся с полей сражений. На днях отправили посылку с журавлями из Казахстана.
Денис просит участников проекта изготавливать уже малые фигурки - до 20 сантиметров, которые поместит в верхней части композиции. Сначала автор хотел венчать стелу кованым огнем - символом народной памяти, но сделать его трехмерным не получилось, поэтому на это место кузнец водрузит большого, около 70 сантиметров, журавля-прадеда, который будто провожает птичий клин молодых героев.
- В марте приступлю к сборке, в конечном варианте композиция будет окраше- на в черный цвет с медной патиной, - отмечает Денис. - Большинство знакомых проект поддерживают, отозвались и местные предприниматели. Один выделил пластины металла, кто-то помог с финансами, с приобретением сварочного аппарата, когда мой сломался перед самым Новым годом.
Место для мемориала уже согласовано с администрацией города - композицию установят в центре, возле памятника-стелы "Туапсе - город воинской славы" на Морском бульваре. Здесь проходит Аллея Героев Советского Союза, которые защищали Туапсе в годы Великой Отечественной войны, вот там он и найдет свое место. Рядом поставят камень с табличкой-посвящением. Кстати, подходящая глыба весом три тонны уже найдена - она лежит в русле реки Цыпки недалеко от Туапсе. Но для погрузки нужна спецтехника - экскаватор с манипулятором. Денис очень надеется, что в конце концов кто-нибудь отзовется и поможет.
Денис Мильченко по профессии автомеханик. А кузница для него не просто увлечение, это еще и место, где можно восстановить силы. Разжег горн, подправил что-нибудь из мелочевки - и через пару часов становится легче. Вспоминает, что началось все со спора. На работе начальник попросил сварщика сделать мангал, ну а Денис сказал, что сделает лучше. И победил. Потом выковал калитку для своего дома (из подручных средств тогда был только кислородный резак по металлу) и понял, что дело это по нем. До многого доходил самостоятельно.
В его кузнице целая коллекция инструментов. Почти все - с историей. Вот - наковальня шведская, вот очень редкая американская 1904 года, австрийская, а тут советская "колхозница" весом 95 килограммов. На стене висит бабушкино колесо от телеги возрастом больше 150 лет, старинные меха для разжигания горна, тиски из Франции и Великобритании. А взирает на все это богатство Ленин из Белореченска. Денис вез его на машине, пристегнув к сиденью рядом с собой, так что у всех, кто тогда встретил вождя в дороге, поднималось настроение.
Кузнец Денис Мильченко кует памятник, посвященный погибшим героям Донбасса