За последние годы муниципалитеты вложили сотни миллионов рублей в интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Но из десятков внедренных элементов дорожной инфраструктуры самые популярные - это, пожалуй, система умных светофоров и смарт-остановки общественного транспорта. Они стали наглядными символами преображения городской среды.
Любопытно, что первый в России интеллектуальный остановочный комплекс был представлен десять лет назад именно в Екатеринбурге. Павильон на солнечных батареях со спутниковой системой навигации, мониторингом транспорта, кнопками вызова полиции и МЧС, платежным терминалом и даже контейнерами для раздельного сбора мусора вызвал тогда бурю эмоций. Но вот в жизни большинство опций оказалось невостребовано. Муниципалитеты предпочли более скромные, урезанные варианты, но даже при этом не все эксперименты прошли успешно. От чего пришлось отказаться и почему буксует развитие дорожного интеллекта, выяснял корреспондент "РГ".
С планом по жизни
Житель Первоуральска Михаил Домрачев уверен: транспортную систему родного города необходимо реформировать. Местные власти вроде бы не против, но к комплексному решению проблемы, видимо, не готовы.
Несколько лет назад одна из московских компаний, специализирующихся на урбанистике, по соглашению с правительством Свердловской области, муниципальными властями и ведущим градостроительным предприятием создала концепцию развития Первоуральска. По официальной информации, расходы на разработку план-схемы превысили 70 миллионов рублей. Проект одобрили не только власти, но и горожане, и перестройка стартовала. По количеству новых светофоров, оснащенных таймерами обратного отчета, Первоуральск сейчас в числе региональных лидеров.
Благодаря настройке светофоров удалось избавить от пробок одну из ведущих транзитных улиц города. Вроде бы хорошо. Но Михаил с биноклем в руках отслеживал, насколько эффективно работает "зеленая волна", и заметил, что на других улицах пробки не просто сохранились - они выросли.
- Тормозить рано. Любой интеллектуальной системе необходимо умное управление и комплексный подход. Как ни парадоксально, в нашем немаленьком и разбросанном городе, где действует два десятка автобусных маршрутов, нет даже единой схемы движения автобусов, чтобы человек мог сориентироваться в маршрутной паутине, не говоря уже об электронном отслеживании маршрутов, - излагает свое видение проблемы молодой человек.
Активисты первоуральского сообщества "Умный город", куда входит и Домрачев, нарисовали и напечатали несколько экземпляров схемы движения общественного транспорта… будущего. На ней они представили горожанам послереформенную маршрутную сеть - именно ту, что была в разработанной москвичами план-схеме развития Первоуральска (в ней, к слову, предусмотрен даже трамвай).
Следом же будет изготовлена карта существующей ныне транспортной схемы. Обе планируют разместить рядышком на остановках, чтобы горожане могли сравнить и поддержать перспективный проект. Вот только разрешат ли муниципальные чиновники развешивать схемы в публичных местах, пока не ясно.
Подзарядка
В небольшой Нижней Туре, где вообще всего один автобусный маршрут, подталкивать местные власти к монтажу умных остановок не пришлось. В 2018 году на "Иннопроме" администрация Нижнетуринского городского округа и компания "Мегафон" подписали соглашение о реализации проектов цифровизации транспорта. Начали с 16 умных остановок, где обеспечены возможности выхода в интернет, подзарядки телефонов, видеонаблюдения. Через пару лет добавили еще две - уже с обогревом.
Реализовали проект с помощью лизинга. Этот финансовый инструмент позволил городу получить остановочные комплексы сразу, а расплатиться за них (требовалось более 15 миллионов рублей) в течение пяти лет. К тому же компания-оператор взяла на себя демонтаж старых остановок, строительство и подключение ко всем инженерным сетям новых, а также их обслуживание в течение пяти лет. По истечении этого срока, то есть в нынешнем году, умные комплексы перейдут в собственность города.
- Все они живы-здоровы, телефон подзарядить можно. Wi-Fi, правда, слабо ловит, - рассказала "РГ" одна из местных жительниц. Хотя после небольшой заминки добавила: - Жаль, электронного табло нет: непонятно, сколько ждать автобуса. А ходит он нерегулярно. Но на опцию отслеживания власти решили не тратиться: маршрут-то один.
Соглашение с телекоммуникационными компаниями - один из самых популярных в стране методов внедрения ИТС. Так создали сеть умных остановок в Нижнем Новгороде, Владимире, Кемерове. При явных плюсах (город получает готовый продукт, к тому же в первые годы у чиновников не болит голова об обслуживании объектов) есть серьезный минус: цены на умные системы по концессии кусаются. В том же Нижнем Новгороде стоимость одной остановки дошла до 4,8 миллиона рублей, тогда как средняя по стране немногим превышает два миллиона.
Без огоньков
Екатеринбург пошел другим путем. Об участии в проекте крупных частных инвесторов до сих пор не сообщалось, преобразования проводятся за счет бюджетов разных уровней. Так, в 2020 году из федеральной казны городу было выделено на внедрение транспортных мониторов, серверных мощностей и модификацию остановок 250 миллионов рублей. Именно на этот период пришелся пик изменений: умные остановки в Екатеринбурге появлялись десятками.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе мэрии, сейчас в городе 68 остановочных комплексов, оснащенных интерактивным цифровым модулем, и 70 - с электронным информационным табло, показывающим время до прибытия трамвая, троллейбуса или автобуса. За прошлый год установлено 55 новых смарт-систем обоих типов. Сеть солидная, но горожане ворчат: непонятен принцип определения мест, где появится очередная транспортная инновация. К примеру, вот уже два года интерактивный модульный комплекс скучает у Каменных палаток, где останавливаются всего два автобусных маршрута. Зато неподалеку, за перекрестком, общественный транспорт идет потоком, но павильон не оснащен даже табло.
Не меньше вопросов и раздражения у екатеринбуржцев вызывает и выход из строя уже установленных мониторов. Они месяцами могут стоять в ожидании ремонта. "Цифровые модули ремонтируются по мере возможности", - лаконично сообщили в администрации города. Неготовность муниципалитетов оперативно обслуживать умные цифровые системы на дорогах - ахиллесова пята не только Екатеринбурга. Видимо, чиновники до сих пор считают смарт-объекты экзотикой, хотя жители уверены - это уже неотъемлемая часть дорожно-транспортной инфраструктуры, на которой нельзя экономить.
За работоспособностью цифровых модулей в Екатеринбурге следят специалисты отдела управления пассажирскими перевозками Центра организации движения. А вот ремонтом занимается частная компания. По открытым данным, в прошлом году был проведен аукцион на заключение договора на ремонт оборудования до конца 2024 года. Цена контракта - 8 миллионов рублей. Выиграл торги некий ИП, основной деятельностью которого является оптовая торговля электроприборами, а производство коммуникационного оборудования - дополнительная сфера.
Между тем
Цифровые технологии не стоят на месте. Пока города осваивают новации вчерашнего дня, обстановка в корне меняется. Так, светофоры, оснащенные таймерами обратного отсчета времени, не справляются с решением более интеллектуальных задач: когда время ожидания начала движения зависит от параметров транспортного потока, оно часто не укладывается в две цифры на табло - все чаще отсчет идет не на секунды, а на минуты. В таких случаях умный прибор, чтобы не зависнуть, просто отключает табло. В результате в часы пик на оживленных перекрестках нередко пропадает время ожидания "зеленого" для пешеходов.