09.02.2023 10:16
Екатеринбург

Управляющие компании: В Екатеринбурге возможны проблемы с лифтами

Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №29 (8974)
Представители управляющих компаний заявили о том, что в Екатеринбурге возможны проблемы с эксплуатацией лифтов. Импортное подъемное оборудование, которое используется, в частности, в высотках, жилых и офисных, уже начало останавливаться: изношенные детали нечем заменить - поставки фирменных запчастей прекращены. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Резиновые ремни изнашиваются быстрее стальных тросов, поэтому использование импортных лифтов может стать небезопасным. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Местные СМИ уже поведали о таких случаях. Так, в подъезде новой высотки на улице Водоемной из двух подъемников производства фирмы Otis на ходу только один, жители вынуждены подолгу ждать очереди к работающему лифту: в подъезде сто квартир.

Скоростные подъемники западных производителей массово устанавливали не только в жилых домах, но и в большинстве учреждений и организаций, к примеру, в здании правительства области

Как сообщил "РГ" директор УЖК "Территория-Атом" Алексей Салахов, проблемы у двух лифтов выявили в конце прошлого года в результате плановой проверки. Специалисты обнаружили, что ремни американских подъемников (в этой конструкции используются именно ремни, а не тросы) начали трескаться. В результате одну из кабин пришлось заблокировать.

- Жильцы пешком не ходят, но очереди к лифту действительно возникают, - подтвердил Салахов. - Мы не бездействовали - тут же стали искать новые ремни для замены. Когда компания Otis приняла решение покинуть российский рынок, она ушла сначала из провинции, а затем из Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, питерский филиал мог бы поставить оригинальные запчасти. Однако Ростехнадзор их бракует: американская компания вышла из договора о сертификации, а Россия ввела ответные санкции. Мы стали заложниками ситуации. Кстати, Otis повел себя некрасиво: в компании сознательно не отвечали на наши запросы.

По данным из открытых источников, в прошлом году новым владельцем активов компании в РФ стал российский холдинг S8 Capital Армена Саркисяна. Бизнес получил название "Метеор лифт" и именует себя компанией полного цикла. Она предоставляет услуги по проектированию, производству, техническому обслуживанию и модернизации систем вертикального транспорта. На официальном сайте говорится, что мощности заводов позволяют полностью обеспечить потребность российского рынка в современных лифтах. Но пока даже заменить изношенные детали оказалось непросто.

Появятся ли в России платные лифты

- Ростехнадзор рекомендует использовать китайские запчасти, однако переход на продукцию нового поставщика требует времени. Пока мы получили коммерческие предложения аналогов, пока оформили документы… А ремни компании из Санкт-Петербурга не подошли по техническим параметрам, - разъясняет Салахов.

Что же это за ремни, неужели настолько сложное изделие? По словам директора УК, обычно производители лифтов устанавливают стальные тросы - они надежнее, служат дольше - до 10 лет. А ремни Otis изготовлены из резины с металлизированной начинкой. Они дешевле тросов, но замена тоже весьма накладна: комплект фирменных ремней для одного лифта стоит миллион рублей. Китайские же с демонтажом старых и монтажом новых, подсчитали в УК, обойдутся в 650 тысяч. Но цена не главное - качество важнее, считает Салахов. Необходимо лишь найти поставщика, который его обеспечит. По его словам, подобные ремни вполне могли бы производить свердловские предприятия, например завод РТИ, производивший подобные резинотехнические изделия, например, конвейерную ленту.

Потребность в таких запчастях большая, ведь лифтовые ремни быстро старятся и в других домах. Подъемники западных производителей (среди них не только американская Otis, но и немецкая ThyssenKrupp Elevator, финская Kone) массово устанавливали не только в многоквартирных домах, но и во многих учреждениях и организациях Екатеринбурга. К примеру, сверкающие нержавейкой скоростные лифты курсируют в здании правительства Свердловской области. Надо полагать, их остановка крайне нежелательна.

Между тем "РГ" выяснила, что конвейерные ленты сейчас выпускает не Уральский завод РТИ, а обособленное предприятие - Уральский завод конвейерных лент. Как сообщили на предприятии, изделия такого рода - с металлизированной начинкой - здесь еще не изготавливали, профиль компании - продукция из резины и ткани. Но, возможно, в регионе все-таки удастся найти производителей, желающих взяться за новый заказ и не боящихся длительного процесса сертификации.

Кстати

По данным департамента информационной политики Свердловской области, в 2023 году из бюджета региона на замену старых лифтов выделят 400 миллионов рублей. Подъемники каких производителей планируют закупить, не уточняется, однако ранее министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов сообщал, что в перечне производителей отечественные компании (из Щербинки и Нижнего Новгорода), а также белорусские - из Могилева. Последние прекрасно подходят для уральских многоэтажек благодаря общим стандартам наших стран. По данным руководителя отделения посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге Сергея Чичука, в прошлом году поставки белорусских лифтов в Свердловскую область увеличились в 2,6 раза.

Екатеринбург