10.02.2023 20:25
Экономика

Исследование: Рестораны в январе обогнали магазины по росту спроса

Текст:  Гульнара Вахитова Татьяна Карабут
Средний чек в российских ресторанах и барах в январе 2023 года вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,3 тысячи рублей. А в продуктовых супермаркетах он составил 631 рубль, показав рост на 6%, однако произошло снижение числа покупок на 4%, а обороты выросли всего на 2%. Причем в ресторанах и барах число покупок выросло на 8%, а обороты - на 15%. Такие выводы следуют из данных аналитического ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД, с которыми ознакомилась "Российская газета".
Читать на сайте RG.RU

Аналитики, опрошенные "РГ", отмечают, что рост среднего чека произошел за счет роста ценника - продукты в прошлом году серьезно подорожали, и многие заведения пересмотрели прайсы.

Вместе с тем, в кафе и столовых среднего ценового сегмента средний чек составил 578 рублей, показав рост на 11%. Однако в этом сегменте произошло снижение числа покупок на 0,5%, а обороты приросли на 11%. В сегменте "фаст-фуд" средний чек покупки составил 422 рубля, рост на 14%, снижение числа покупок на 5%, рост оборотов на 9%

В магазинах у дома средний чек покупки - 414 рублей (рост на 7%), снижение числа покупок на 4%, рост оборотов на 3%. В гипермаркетах - средний чек покупки почти 1,2 тысячи рублей (снижение на 7%), рост числа покупок на 8%, оборотов на 1%.

Для сравнения в кинотеатрах средний чек покупки составил 708 руб. (рост на 19%), рост числа покупок на 20%, рост оборотов на 37%. В гостиницах и отелях - средний чек покупки 4158 руб. (рост на 4%), снижение числа покупок на 9%, снижение оборотов на 5%

Импортное спиртное возвращается в Россию

Эксперты "Чек Индекса" отмечают, что потребление постепенно восстанавливается к уровням начала прошлого года. В непродовольственных категориях пока фиксируется общее снижение продаж на 3-4% год к году, однако в продовольственных - идет рост, на 5-6%. Общее число покупок в рознице (чеков) в январе также демонстрирует показатели немного выше уровней минувшего года.

Первый месяц года россияне предпочли потратить на "категории удовольствия и активного времяпровождения", что ярко проявилось в период новогодних каникул. Потребитель таким образом стремится компенсировать недостаток позитивных эмоций. Бизнес, в свою очередь, быстро адаптируется к меняющимся условиям и запросам покупателя, пишут авторы исследования.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов говорит, что раньше январь для рестораторов был провальным месяцем. Если судить по Москве, то тут бум посетителей традиционно приходился на декабрь, когда компании устраивали масштабные вечеринки, да и сами посетители в частном порядке бурно провожали год. В этот раз все было наоборот - в декабре корпоративов было немного, зато в январе в Москву потянулись туристы из регионов, да и сами москвичи никуда не уехали из города. При этом рост среднего чека эксперт объясняет не более обильным столом, а ростом ценника - продукты в прошлом году серьезно подорожали, и многие заведения пересмотрели прайсы. Маржинальность у рестораторов серьезно снизилась, хорошо идут дела разве что у фастфуда, отмечает Миронов. По его прогнозам, высокий трафик сохранится до апреля - этому будут способствовать весенние праздники. А потом, в апреле, гости разъедутся по дачам.

Снижение покупательской активности для торговых сетей в январе - закономерное явление, поскольку первая половина января - это традиционный период праздничного затишья, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, на снижение частоты посещения магазинов также могли повлиять сильные морозы на большей части территории страны.

"Крупные розничные сети не отмечают снижения спроса на продовольственные товары, здесь наблюдается позитивная динамика. В части непродовольственных товаров было небольшое, в целом характерное для этого периода снижение, обусловленное закупками товаров длительного пользования перед праздниками и в периоды распродаж в ноябре-декабре", - поясняет он.

"Сдержанное" поведение покупателей также продолжает оказывать влияние на общую картину спроса - люди ищут предложения по наиболее выгодным ценам, ориентируясь на средний и низкий ценовой сегмент.

По оценке Караваева, в феврале, а также перед весенними праздниками начнется оживление покупательской активности как в продовольственной, так и непродовольственной торговле, особенно в категории товаров для дачи и сада.

"Платформа ОФД" является крупнейшим оператором фискальных данных страны, и ежедневно обрабатывает 50-55 млн кассовых чеков, с более 1,1 млн онлайн-касс в России.

Бизнес Товары и цены