Мурат Ахеджак, будучи восемь лет вице-губернатором Кубани, ушел из жизни в декабре 2010 года в возрасте 48 лет. В собственности его ближайших родственников осталось много квартир и земли, в том числе 1,66 тысячи квадратных метров в парке на берегу реки в центре города. Последний участок принадлежал Казбеку Ахеджаку, отцу бывшего вице-губернатора.
Об истории с этой элитной недвижимостью в водоохранной зоне мы впервые рассказали в публикации "Фиг вам, своим не хватает" (См. "РГ" от 17.05.2011 г.). Как выяснилось, отец высокопоставленного чиновника, учредив компанию "Инвест-Юг", получил в аренду сроком на 49 лет под реализацию инвестиционного проекта - строительства гостинично-административного комплекса - почти два гектара земли в парковой зоне. Договор об этом подписал тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев. Хотя по закону находящиеся в государственной собственности участки под частную застройку должны предоставляться на торгах.
Однако краевые власти нашли способ его обойти, создав экспертный межведомственный инвестиционный совет при администрации края (ЭМИС). В положении об этом органе сказано, что он "создан в целях реализации политики администрации по защите экономических интересов края, увеличения налогооблагаемой базы". Но золотой дождь в бюджет не посыпался, скорее, наоборот.
Истинные цели этой "конторы" наглядно видны на примере участка Ахеджаков. Вскоре после заключения договора аренды целевое назначение элитной земли было изменено и передано уже под индивидуальное жилищное строительство. После чего заявленный в инвестиционном проекте "офисный комплекс с подъездными путями" превратился в индивидуальный жилой объект, а размер арендной платы снизился с 10 миллионов до... 30 тысяч рублей в год.
По мнению Счетной палаты РФ, краевая администрация после изменения назначения участка должна была в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды с "Инвест-Югом". Ведь земля в аренду давалась под определенный проект, а не под частную застройку. Однако по какой-то, а скорее, по "известной всем причине" власти этого не сделали. По материалам проверки Счетной палаты возбудили уголовное дело и тут же прекратили.
Но тем не менее после этого возведение за высоким забором двух особняков площадью 1,3 тысячи и 306 квадратных метров и почти такого же по размерам административно-бытового корпуса было заморожено. Правда, следом снова произошло чудодейственное событие: почти два гектара поистине золотой земли практически в центре города из аренды перешли уже в собственность Казбека Ахеджака, которую он затем подарил вместе с недостроенными зданиями своей внучке Луизе, дочери покойного сына.
В 2015 году недострой, прозванный в народе "дачей Ахеджака", выставили на продажу за 450 миллионов рублей. В Краснодаре тогда это был самый дорогой объект недвижимости. Но никто не купил.
В 2021 году новый ход конем. Луиза Ахеджак обращается в мэрию Краснодара за разрешением на достройку особняка. Получает отказ, так как территория находится в водоохранной зоне реки Кубань. Тогда она идет в суд с иском, в котором просит признать право собственности муниципалитета на землю и недвижимость с выплатой ей компенсации на основании проведенной экспертизы в размере 304 миллионов рублей. И Ленинский районный суд с этим соглашается!
Но решение стало достоянием гласности, разразился скандал. Мэрия Краснодара обжаловало его. Об этом "РГ" рассказывала в публикации "Дом-призрак". И вот буквально накануне состоялась апелляционная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Представитель Луизы Ахеджак просил оставить без изменения оспариваемый вердикт районного суда, мотивируя это тем, что истица по независящим от нее причинам лишена возможности завершить объект, в достройке которого из-за водоохранного статуса участка администрация города ей отказала. Мэрия же, настаивая, что водоохранный статус участка за эти годы не изменился и о нем было известно первоначальному арендатору, а затем и собственникам, просила вынести новое решение по иску. Члены коллегии с этим согласились, отказав Луизе Ахеджак в полном объеме в заявленных исковых требованиях.
Казалось бы, можно ставить точку. Но вопросы остаются: что дальше будет с этим участком? Есть ли способ вернуть землю муниципалитету, обязав собственников освободить ее от разрушающейся и никому не нужной недвижимости?