Итальянская опера от итальянских постановщиков - это радующие глаз теплые цвета, пространство и свет в сочетании с красивыми яркими костюмами и энергичностью действия, легкий, динамичный спектакль.
- В итальянском языке слово задает ритм музыке и логично задает движение, виртуозный вокал требует здесь сценической гибкости, с солистами мы работали именно над этим, - рассказал Морасси.
Все исполнители в "Севильском" двигались, пританцовывали (сольно и синхронно в ансамблях) и явно сами наслаждались игрой. В результате получился почти мюзикл. На роли влюбленной пары Розины и Альмавивы и ловкого изобретательного Фигаро пригласили молодых певцов, на донов Бартоло и Базилио - более опытных, с точным попаданием в образы.
В спектакле всего две смены декораций - дом с балконом снаружи и двухэтажный дом внутри - разные уровни (лестницы дома, мостик, балкон) и немного мебели, позволившие героям перемещаться, прятаться, обыгрывая каждый предмет.
Первый премьерный состав исполнителей оказался в новом спектакле более ярким вокально и сценически: Ярослав Абаимов, обладатель красивого гибкого тенора - Альмавива (Новая опера), Эмиль Сакавов - эффектный, харизматичный Фигаро (Казахский национальный театр), Светлана Москаленко - кокетливая и уверенная в себе Розина (Михайловский театр), Дмитрий Скориков - подозрительный вспыльчивый доктор Бартоло (Геликон-опера), Михаил Казаков - более обаятельный и вальяжный, чем хитрый Дон Базилио (Большой театр). Все они чувствовали себя свободно и добавляли импровизации - передразнивали друг друга, с удовольствием вовлекали в игру партнеров, дирижера, зрителей.
Во втором составе нельзя не отметить совершенно фееричную Розину - Антонину Весенину (Мариинский театр), чей голос поражает - насыщенный красками, теплый и полнозвучный, хотелось бы сказать "глубокий", несмотря на заоблачные верха колоратурного сопрано. При этом вокальный "слалом" и головокружительную акробатику колоратур певица исполняла с невероятной легкостью. И от этого у слушателей в восхищении буквально кружилась голова.
Оркестру под руководством итальянского дирижера Марко Боэми, часто сотрудничающего с Казанским оперным, как ни странно, немного не хватило чисто россиниевской прозрачности и блеска, но он был подвижный и отзывчивый и составил гармоничный ансамбль с певцами.
В афише 41-го Международного оперного фестиваля им. Шаляпина, который длится в юбилейный год великого певца целый месяц, предстоит еще много событий. Фестиваль собрал певцов из лучших театров России, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, ведущих солистов Большого и Мариинского театров. На сцене театра оперы и балета будут еще представлены спектакли "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Трубадур" Верди, камерные программы. А 24 февраля Валерий Гергиев привезет в Казань "Хованщину" Мусоргского - легендарный спектакль Мариинского театра, связанный через поколения с именем Шаляпина. Он пел Досифея на Мариинской сцене, а в 1911 году сам ставил здесь "Хованщину". Оформление нынешнего спектакля сделал в 1952 году Федор Федоровский, он же оформлял и спектакль Дягилевских сезонов, в котором пел Шаляпин в Париже в 1913 году. А завершится фестиваль 28 февраля двумя гала-концертами солистов Большого театра России.