14.02.2023 13:17
СЗФО

Что мешает развитию рынка газомоторного топлива в СЗФО

Текст:  Марина Ледяева (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №32 (8977)
В России можно каждый год вводить по 100 новых автомобильных газовых заправок, сообщили производители этого топлива. Сегодня на всю страну приходится около 900 таких станций, в том числе более 700 метановых. Недавно еще три заправки для машин на газе открыли в Петербурге и Ленобласти, после чего на Северо-Западе стало уже 55 подобных объектов. Но развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) тормозит целый ряд проблем, в том числе низкий спрос, нехватка инфраструктуры и ее нерентабельность, отмечают эксперты. В прошлом году наблюдался даже обратный процесс - закрытие некоторых газозаправок.
Газовые заправки "спасают" общественный и грузовой транспорт. / Максим Богодвид/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В СЗФО эта инфраструктура активно развивается только в Северной столице. Петербург находится на третьем месте в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГМТ (лидером стал Татарстан). Остальная территория федерального округа сильно отстает в этом отношении.

Продвигать использование газа на всех видах транспорта начали в 2012 году. В регионах даже ввели стимулирующие меры поддержки. Например, в Петербурге владельцы газомоторных автомобилей не платят транспортный налог, а жители Ленобласти могут получить субсидию на переоборудование своей машины.

Главные доводы в пользу газомоторного топлива - экологичность и экономичность. Оно в 1,8-2 раза дешевле дизеля и дает практически чистый выхлоп, а также показывает хорошую выносливость двигателя за счет того, что в нем не образуется смол и кокса, поясняет аналитик группы компаний SRG Александр Багрецов.

- Но наряду с плюсами у такого транспорта есть и недостатки: дорогостоящее обслуживание, меньший запас хода на одной заправке, необходимость обучать водителей и ремонтников, неразвитая сеть заправочных станций и СТО, а также завышенная цена заводских автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО). Кроме того, у нас сильно отстает технологический уровень изготовления компонентов ГБО. Так и не освоен широкий выпуск баллонов четвертого типа, не выпускаются современные газовые редукторы, форсунки, контроллеры, - перечисляет эксперт.

На Ямале создадут сеть станций по заправке транспорта природным газом

Локомотивом перехода на газомоторы стал общественный транспорт. Так, из четырех тысяч петербургских автобусов три тысячи работает на голубом топливе.

- Все больше регионов РФ при реализации программ по модернизации подвижного состава автобусов выбирают такую технику, - сообщил "РГ" глава холдинга "Волгабас групп" Алексей Бакулин. - К плюсам газомоторного транспорта можно отнести и его более низкую стоимость по сравнению, например, с электрическим. Но важно увеличивать темпы развития инфраструктуры для ее эксплуатации и обслуживания.

Однако уже построенные газовые станции загружены лишь на треть. Проблема в том, что владельцы частного автотранспорта не спешат менять привычные бензин и дизель на газ.

- Их останавливает целый ряд факторов, - отмечает председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов. - Во-первых, установка газового оборудования на автомобиль сопровождается бюрократическими препонами. Для этого надо приехать в ГИБДД и получить подтверждение, что вашу машину можно переоборудовать. Затем нужно найти компанию, которая это сделает, и снова вернуться в инспекцию для проверки. Также необходимо внести новое оборудование в документы на автомобиль, поскольку вы изменили его конструкцию. Все это требует времени и денег.

Затраты на переоборудование коммерческого транспорта окупятся примерно за год. А для владельца обычного автомобиля даже самый бюджетный вариант, по оценкам ВОА, оправдает себя только через три-пять лет.

- При этом газовых заправок у нас гораздо меньше, чем бензиновых. А должно быть, как в тех странах, где на каждой АЗС стоит газовая колонка. Но у нас пока получается замкнутый круг: инфраструктуры не хватает, поскольку спрос невысок, а водители не хотят переоборудовать автомобили, в том числе из-за недостатка заправок, - резюмирует Валерий Солдунов.

Эта проблема актуальна и для Калининградской области, которая занимает 49-е место в рейтинге регионов по развитию газомоторного топлива.

- Если говорить о цене, то заправляться газом дешевле. Например, литр 95-го бензина у нас в регионе продается в среднем за 54 рубля, а газ обойдется примерно в 30 рублей за кубометр, - подчеркивает калининградец Артем Савельев. - Но даже стоимость не делает этот вид топлива более популярным. Признаюсь, мне бы не хотелось возить газовый баллон у себя в багажнике или под капотом из соображений безопасности. К тому же не каждый мастер в Калининграде возьмется за ремонт машины на газе.

Газовых заправок гораздо меньше, чем бензиновых, — спрос невысок, а водители не хотят переоборудовать автомобили, в том числе из-за недостатка заправок

Однако бытующее мнение о том, что это топливо вредно для двигателя, - не более чем миф, утверждают специалисты. Есть мнение, что в 1990-е годы его сочинили недобросовестные водители служебного транспорта в знак протеста против газификации автопарка: ведь бензин они могли сливать, а газ - нет.

- При правильно установленном газовом оборудовании двигатель изнашивается меньше, а масло надо менять в два раза реже, поскольку газ полностью сгорает и нет продуктов переработки. Но надо ежегодно проходить техобслуживание, - напомнили в обществе автомобилистов.

Если же думать не только о комфорте владельцев транспорта, то экологический эффект от его перехода на газ перевешивает все минусы. Это особенно актуально для мегаполисов, где качество воздуха оставляет желать лучшего, и в основном именно из-за автомобилей.

Утверждается, что в Петербурге благодаря переводу автобусов на газ в 2022 году объем вредных выбросов сократился на 15,6 тысячи тонн. А значит, надо проводить просветительскую работу и стимулировать спрос, чтобы газовые заправки не оставались полупустыми.

Кстати

В РФ разработана программа для стимулирования производства автомобилей на метане. При покупке такой машины в заводском исполнении на большинстве станций будет предоставляться скидка на каждую ее заправку - до 30 процентов. Кроме того, с 2023 года увеличились федеральные субсидии на переоборудование машин.

Цифра

8000 автомобилей на газовом топливе выпущено в России в 2022 году, еще 20 тысяч было переоборудовано.

СЗФО Ленинградская область Санкт-Петербург Республика Коми Псковская область Новгородская область Ненецкий АО Карелия Калининградская область Вологодская область Архангельская область Мурманская область