- Я в первый раз поехал за границу без родителей и, конечно, волновался, - признался семиклассник Богдан Бровко. - Нас встретили очень тепло, и все переживания сразу улетучились. Больше всего боялся, что мои знания окажутся недостаточными. Во время уроков разница в подготовке стала заметна, но российские ребята сразу начали помогать, и я быстро адаптировался. Хотел бы добавить, что поездка позволила мне не только повысить уровень моих знаний по некоторым предметам, но и найти новых друзей. Мы обменялись телефонами и сейчас общаемся. Пригласили их к нам на Иссык-Куль.
Семиклассница Айназик Муратова восторженно поделилась своими впечатлениями не только от занятий, но и от культурной программы.
- У меня были опасения, что начну получать оценки по предметам ниже, чем дома, но российские педагоги оказались настолько внимательными, что уже на первом уроке я поняла, что нечего бояться, - рассказала Айназик Муратова. - Кроме занятий, мне было очень интересно познакомиться с русской культурой. Конечно, я много раз видела по телевизору исторические памятники России, но совсем другое дело, когда это все предстает перед тобой воочию.
Умайру Автандилову, Нургыз Бейшекееву и Айбике Ильясову, в свою очередь, не оставила равнодушными поездка в город Ярославль. Девочки наперебой рассказывали об увиденных многочисленных памятниках зодчества. В местном театре ребята посмотрели спектакли по произведениям русской классики, побывали в картинной галерее, планетарии и музее ситца. Но особое впечатление на них, конечно же, произвела река Волга, о которой они столько читали в книгах.
- Поскольку мы были в России, я старалась больше заниматься дополнительно именно русским и литературой, - призналась Нургыз Бейшекеева. - Много времени проводила в библиотеке. Учителя были к нам очень внимательны и терпеливы. Если что-то было непонятно, с нами занимались дополнительно. Оставалось у меня время и для спорта. Дома я занимаюсь в секции дзюдо, а вот в России решила попробовать самбо. Это было здорово. А на Новый год в школе устроили бал-маскарад. Это было очень круто!
Под впечатлением от поездки оказались и кыргызские педагоги, сопровождавшие группу школьников. Так, по словам учителя кыргызского языка и литературы общеобразовательной школы имени Чалагыза Иманкулова Айгул Калыковой, она познакомилась с новыми методиками преподавания гуманитарных предметов. Кроме того, российские коллеги поделились некоторыми методами контроля над выполнением домашних заданий, если обучение ведется в режиме онлайн.
Учитель математики Амантур Утуров заверяет, что адаптация детей в России прошла очень быстро, хотя почти все оказались за границей впервые.
- Не прошло и часа, как они подружились с российскими сверстниками и общались как давние друзья, - рассказал Амантур Утуров. - И нас наши российские коллеги встретили очень тепло. Все старались не обойти нас вниманием. Делились своими педагогическими наработками - методиками классного руководства и ведения уроков по конкретному предмету. Словом, поездка была не просто интересной, но и полезной, плодотворной с профессиональной точки зрения.
Венера Акматбекова, ведущий специалист Иссык-Кульского районного отдела образования:
- Участие в российской образовательной программе "Интердом - детям Кыргызстана" позволило нашим учащимся не только поднять уровень владения русским языком, но и ближе познакомиться с русской культурой, завести друзей среди российских школьников. Надеемся, что в дальнейшем эта образовательная программа будет работать на постоянной основе.
Кстати
Чтобы познакомить российских сверстников с кыргызской культурой, юные чолпонатинцы провели концерт. Российским школьникам показали народные танцы "Жаныз бий" и "Кара жорго", а в заключение исполнили песню "Наш Кыргызстан".