Выезжали мы в 7 утра из Севастополя. Дорога до Ялты заняла один час 20 минут. Затем еще полчаса - подъем на Ай-Петри, 20 км по горному серпантину. Внизу нет и намека на снег, но по мере подъема его становилось все больше в лесу. Сама дорога расчищена. На полпути встретился пост дорожной службы. Дежурный сказал, что наверх пропускают машины с полным приводом. Нашу пропустили.
На плато стоит горный поселок Охотничье. Здесь несколько десятков частных домов и пара кафе. Но нам ехать дальше.
От Охотничьего до горнолыжной базы 4 км. Дорогу на плато не чистят, это видно сразу, как только выезжаешь из поселка. Снег утрамбован машинами, проехать можно, но с дороги съезжать опасно - застрянешь в сугробе. Власти Крыма не раз пытались найти инвестора, который построит на Ай-Петри полноценный горнолыжный курорт, и даже пробовали включить строительство дорог и инженерных сетей в горах в госпрограммы. Но воз пока не сдвинулся с места, а горнолыжку на Ай-Петри развивают энтузиасты.
Предприниматели из Севастополя взяли в аренду участок склона на 26-м километре автодороги Бахчисарай - Ялта. Раньше там стоял самодельный подъемник, который работал на дизеле. Несколько лет назад бизнесмены провели к базе электричество и установили современный бугельный подъемник длиной 500 метров. На склоне три трассы средней сложности протяженностью 600, 700 и 800 метров.
Определенного места для парковки нет, машины оставляют вдоль дороги на обочине. К 9 утра автомобилей уже около сотни. Стоит очередь в прокат. Комплект горных лыж или сноуборда стоит 1000 рублей на весь день, подъемник - 1500 рублей, а разовый подъем - 100 рублей. В будни база работает с 10.00 до 17.00, а в выходные подъемник запускают на час раньше и выключают на час позже.
С погодой нам повезло. Солнечный день, снега выпало достаточно, чтобы кататься, но не так много, чтобы завалить дорогу. На горе утром -12 градусов. Берем снаряжение в прокате и идем на склон. Сотрудник базы помогает с посадкой на подъемник, подает бугель. Поднимаемся. Склон раскатан, видно, что его не ровняют. Все в естественном виде. Трассы не показались сложными, кататься можно. Вокруг - красота. Крымские сосны в шапках снега, с вершины можно полюбоваться заснеженным плато Ай-Петри.
Я расспрашиваю лыжников, что же их так манит сюда.
- В этом году по всему Крыму был снег, а в Севастополе ни разу не было. Приехали показать ребенку снег, покататься на "плюшках", - говорит Татьяна Леонова из Севастополя. - На своей машине я побоялась подниматься, у меня нет опыта вождения по снегу, это рискованно. Нас привезли ребята на внедорожнике, по 1500 рублей с человека. Хотелось бы научиться стоять на лыжах. Замерзли. Рассчитывали, что тут будет кафе, где можно погреться.
На базе можно взять навынос кофе, чай, небольшой перекус. На свежем воздухе готовят плов, шурпу и шашлык. Было здесь и кафе, но не успело проработать и год - произошел пожар, все сгорело. Строить новое пока не на что, говорят сотрудники.
Есть на Ай-Петри и гостевые дома, где можно остаться на ночь. В Охотничьем за трехместный номер просят 4000-5000 рублей, а домик с двумя спальнями, кухней и гостиной сдают за 7000-10000 тысяч рублей в сутки. На горе проблема с водой, ее привозят из Ялты, поэтому и цены такие, объяснил один из владельцев домиков. Выгодней остановиться в Ялте, где в зимний период можно найти жилье для двоих от 1500 рублей в сутки, и найти тех, кто отвезет до подъемника и обратно. Цены - от 800 до 1000 рублей. Но, как правило, кататься все приезжают на один день.
Горнолыжный сезон на Ай-Петри короткий, не больше двух месяцев. Но главная проблема даже не в отсутствии снега, а в плохой дороге. Проезд на Ай-Петри со стороны Бахчисарая запрещен.
- У нас есть планы развития горнолыжки, разработан проект, - рассказал "РГ" управляющий базой "Облачные высоты" на Ай-Петри Кирилл Радионов. - Хотим поставить снеговые пушки и освещение на трассах, открыть кафе, сдавать в аренду беседки, развивать летний туризм. Но все это бесперспективно, пока нет дороги. За аренду участка мы платим весь год, а работаем от силы два месяца. Когда выпадет снег, дорогу перекрывают. Со стороны Ялты начинают чистить поздно, дорога полдня закрыта. А дальше на плато вообще не чистят.
По словам Радионова, сезон сдвигается по времени. Если раньше снег на Ай-Петри выпадал в начале декабря, то в прошлом году база работала с января по март. Снег может растаять. Проблему решит искусственное оснежение, это можно сделать, если вложения будут целесообразны.
Что будет с дорогой
Водители говорят, что больше всего проблем из-за тех, кто едет на Ай-Петри на неподготовленных машинах. Если не стоит пост, то поднимаются на обычных легковушках с низкой посадкой и передним приводом. В итоге застревают в снегу. Но народ здесь отзывчивый - вытаскивают. Но образуется пробка. Можно прождать и несколько часов.
Все надеются на ремонт дороги. Власти Республики Крым уже подготовили проект и планируют начать работы в 2023 году. Восстановление дороги Бахчисарай - Ялта займет два года. На ней расположены популярные объекты: Большой каньон Крыма, водопады Серебряные струи и Учан-Су, да и сама вершина Ай-Петри. А туристов сейчас возят по раздолбанному асфальту. Со стороны Бахчисарая дорогу давно перестали ремонтировать, по документам она закрыта. Но люди все равно едут.