"Это какой-то космос!" - первых пассажиров, прибывших рейсами внутренних воздушных линий, терминал впечатлил естественным освещением, которое обеспечивают стеклянные фасады и потолок центрального атриума, а также элегантными колоннами в виде гигантских "турбин" с вмонтированным светодиодами.
- У нашей команды была задача спроектировать аэропорт, который должен не просто быть символом города, но и вызывать у людей желание постоянно возвращаться в Новосибирск, - отметил главный архитектор Москвы и автор проекта аэропорта Сергей Кузнецов.
По словам председателя совета директоров холдинга "Новапорт" Романа Троценко, Новосибирск - идеальное место для авиационного хаба. Сегодня крупнейший за Уралом транзитный авиаузел, связывающий Европу и Азию, обслуживает более ста направлений маршрутной сети и обеспечивает ежедневное авиасообщение с 35 городами России. С новым терминалом есть куда расти. Его площадь на первом этапе составила 58,3 тысячи квадратных метров (в дальнейшем вырастет до 108 тысяч). Он оснащен шестью телескопическими трапами и 54 стойками регистрации. Пропускная способность аэровокзального комплекса - 1 844 пассажиров в час. Новая система обработки багажа с пропускной способностью 4 800 единиц в час позволит одновременно обслуживать более двадцати рейсов в час - есть задел на будущее. Как ранее отметил генеральный директор аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич, новый терминал не имеет аналогов (за исключением московского авиаузла) по технологиям и автоматизированным системам обработки багажа.
- Для региона это значимый и емкий проект с точки зрения технологий. Проект учитывает концепцию большого пространства, единения полета и архитектуры. Комплексная реконструкция включает не только строительство здания, но и благо-устройство прилегающей территории, обустройство парковок, создание вспомогательных со-оружений, - сообщил представитель компании "Спектрум-холдинг" (технический заказчик строительства) Антон Сошкин.
- Изюминкой архитектурного решения стал огромный центральный атриум с четырьмя парящими колоннами. Остекление со всех сторон создает ощущение, будто человек находится под открытом небом, - добавила руководитель проекта на этапе проектирования Елена Шурховецкая.
Но так ли практичны окна в пол и стеклянные потолки в сибирском регионе с его перепадами температур и снегопадами?
Проектировщики убеждают: в аэропорту будет комфортно в любое время года - летом не жарко, зимой не холодно. Антон Сошкин отметил, что при строительстве использованы инновационные технологии и новые материалы, обеспечивающие шумоизоляцию и энергоэффективность здания. Витражное остекление, выполненное из листового стекла самого большого размера, обладает высокой прочностью и обеспечивает хорошую теплоизоляцию объекта.
- Все сделано для максимального комфорта пассажиров. Установлено восемнадцать эскалаторов и двадцать пять лифтов, - уточнила Елена Шурховецкая. - Проектом преду-смотрены решения, позволяющие разделить пассажирские потоки - прилетающие, вылетающие, трансферные. В будущем станет возможным прямой переход в терминал из гостиницы или паркинга.
Первый этап работ, предусматривающий строительство терминала, выполнялся по проекту реконструкции аэровокзального комплекса международных/внутренних линий новосибирского аэропорта. Он, в свою очередь, включен в "Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры на период до 2024 года", утвержденный распоряжением правительства РФ. Общий объем финансирования составил 18,1 миллиарда рублей - часть средств предоставлена Сбером и ВЭБ.РФ.
Работы осложнялись тем, что необходимо было вписать проект в существующую инфраструктуру и учитывать работу аэропорта, которая не останавливалась. Безусловно, пассажирам тоже пришлось терпеть неудобства.
Кроме того, во время строительства здания, которое началось в августе 2020 года, вводились ограничения в связи с пандемией коронавируса, а потом пришлось менять европейских поставщиков материалов из-за антироссийских санкций. По словам губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, в итоге больше половины стройматериалов, в том числе металл, кирпич, стекло, произвели местные компании.
Глава региона в ходе телемоста с президентом страны, который состоялся в день открытия аэровокзала, сообщил о проводимой модернизации второй взлетно-посадочной полосы.
Для жителей и гостей области не менее актуальным остается вопрос транспортной доступности самого аэропорта: иногда дорога по автомобильным пробкам занимает больше времени, чем сам полет.
Кстати
Руководство аэропорта сообщило, что перевод обслуживания пассажиров из старого терминала (сектор А) в новый (сектор С) будет производиться поэтапно - до 28 февраля этого года. В секторе С сейчас принимают все рейсы внутренних воздушных линий, кроме рейсов базовой авиакомпании S7 Airlines, которая присоединится к остальным после 28 февраля. Обслуживание вылетающих пассажиров также пока остается в секторе А. В дальнейшем в новый терминал переведут обслуживание пассажиров международных рейсов.