20.02.2023 18:10

Правительство не поддержало регулирование торговых наценок на продукты

Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Столичный выпуск: №38 (8983)
Принудительное ограничение наценок на продукты признано ненужным и даже вредным инструментом. Это может привести к дефициту, как уже было в СССР - старшее поколение помнит километровые очереди за синими курами и "колбасные" поезда из регионов в Москву. К тому же сейчас ситуация на продовольственном рынке в стране стабильна, а крупные торговые сети добровольно ограничили торговые наценки на базовые продукты.
В СССР Генплан устанавливал более 20 млн цен. И вся страна стояла в очередях за продуктами. / Сергей Куксин/ РГ
Читать на сайте RG.RU

В минсельхозе, минпромторге и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не видят необходимости введения мер регулирования торговых наценок, сообщили "РГ" в ведомствах. В конце прошлого года по итогам доклада министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева Госдума рекомендовала правительству рассмотреть возможность установить предельные наценки на продукты первой необходимости на уровне 10-15%.

В минсельхозе напомнили, что сейчас у правительства и так есть возможность устанавливать розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости - в том случае, если в течение 60 календарных дней подряд рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора. Делать это можно на основании предложения минэкономразвития на срок не более 90 календарных дней.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отмечают, что этот инструмент временного регулирования цен ни разу не применялся - государство и бизнес и без него находили компромисс в вопросе цен на социально значимые продукты. Речь идет о добровольных обязательствах, которые принимают на себя торговые сети. Так, весной прошлого года ряд крупных торговых сетей добровольно ограничили наценки на ряд базовых продуктов - молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи из "борщевого набора".

"Благодаря соблюдению ретейлерами добровольных обязательств удалось достигнуть минимального значения совокупного уровня наценки 11 федеральных торговых сетей по позициям "первой цены" 25 социально значимых продовольственных товаров. К инициативе также присоединились 84 региональные торговые сети", - подсчитывают в ФАС.

К тому же сейчас регулировать цены даже в краткосрочном периоде нет необходимости. В конце 2020 года ограничили цены на сахар и подсолнечное масло из-за того, что за год они подорожали на 64,5% и 25,9% соответственно. Но сейчас ситуация на продовольственном рынке стабильна, подчеркивают в минсельхозе. В прошлом году инфляция составила 11,9%. При этом, по данным Росстата, на большинство продуктов цены выросли меньше, а на некоторые снизились в сравнении с 2021 годом - например, на 1-3% подешевели курица и свинина, а яйца в декабре 2022 года стоили на 6,5% дешевле, чем годом ранее.

Вице-президент РАН Николай Долгушкин - о рисках для продовольственной безопасности России

"Жесткое госрегулирование цен на постоянной основе способно оказать негативное влияние на экономику. Необходимо максимально использовать рыночные методы и своевременно проводить работу по отдельным группам товаров с применением механизмов балансировки продовольственных рынков", - рассказали "РГ" в минпромторге.

Многолетний опыт мировой практики подтверждает, что прямое постоянное государственное регулирование наценок неэффективно для решения социальных задач, считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

"Такая политика применялась в ряде европейских стран в 1950-е годы (в частности, во Франции) и показала свою несостоятельность как с точки зрения обеспечения доступности продуктов и товаров первой необходимости для всех групп населения, так и с точки зрения поддержки агросектора", - говорит эксперт.

Политолог Георгий Бовт вспоминает аналогичный опыт СССР, когда Госплан директивно устанавливал более 20 млн цен. В результате вся Россия стояла в бесконечных очередях за продуктами по регулируемым ценам, а регионы ездили за колбасой в Москву. И ведь не сказать, что продукты были из-за этого более доступны по стоимости - потребителю приходилось как минимум тратиться на электричку до Москвы.

Цены не могут не расти, потому что они завязаны на сложные производственные цепочки, поясняет Бовт.

Например, сейчас из-за санкций логистика поставок комплектующих для пищевой промышленности, ингредиентов для продуктов удлинилась. Не может же удорожание доставки не сказаться на конечной цене продукции. Так же, как не может не влиять на стоимость продуктов рост цен на топливо или электричество. Если производитель не заложит возросшие расходы в цену продукта, то уйдет в убыток. А если нет прибыли, то зачем вообще производить продукт?

"Грубое регулирование цен не работает. Нарушаются все пропорции и расчеты производителей и торговых сетей. В ответ производители стараются переложить эти ограничения на потребителя - химичат с весом, переводят продукт из социально значимых в другую категорию", - поясняет Бовт.

Правительство и сейчас вправе устанавливать цены на социально значимые продукты, если два месяца подряд рост их стоимости составляет более 10%

Ограничения могут вводиться по согласованию с бизнесом в крайних случаях и на короткий период - в случае с продуктами не более чем на один сезон. Как это было у нас с сахаром и подсолнечным маслом. Если больше, это начинает оказывать влияние на инвестиции в новый урожай, считает Бовт.

Жесткое регулирование цен на продовольствие, как показывает опыт, не всегда сопровождается заметным улучшением положения малоимущих слоев населения, соглашается профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов. Для их поддержки лучше подходит адресная поддержка, чем в определенной степени и занимается правительство, говорит эксперт.

Если уж возникнет необходимость в регулировании цен, российское правительство может использовать механизм зерновых и прочих интервенций в ответ на появление дестабилизирующих факторов. Благо, переходящих запасов продовольственного сырья в стране достаточно, говорит Рамазанов.

За адресную поддержку выступает и Бовт. Он напоминает, что, например, в США на Food Stamps (программа льготной покупки продуктов) живут более 40 млн человек. Они фактически получают дотации на питание, которое они покупают по рыночным ценам. Тратить эти дотации можно только на продукты, купить алкоголь или сигареты не получится.

По мнению Караваева, для стимулирования производителей и торговли снижать стоимость товаров хорошо себя зарекомендовали такие инструменты косвенного регулирования как таргетированное налогообложение (вплоть до пониженной ставки НДС на социально значимые товары), гибкая кредитная и налоговая политика, льготные условия аренды, а также мониторинг цен для антимонопольного контроля.

"Самыми эффективными способами сдерживания цен являются рыночная конкуренция, разнообразие видов и форматов торговой деятельности и ориентация производителей и торговых сетей на покупательную способность населения", - уверен Караваев.

Кстати

К Масленице, которая в этом году выпала на неделю с 20 по 26 февраля, "РГ" рассчитала "индекс блинов". Этот показатель был выведен на основе данных Росстата о стоимости продуктов за январь 2023 года к январю 2022 года (данные по итогам нынешнего февраля появятся чуть позже). "Индекс блинов" отображает, на сколько в среднем выросли за год цены на то, из чего состоит блин.

За основу был взят классический рецепт, включающий пол-литра молока, 300 г муки, 2 яйца, 2 столовые ложки подсолнечного масла, а также половинку чайной ложки соли и столовую ложку сахара. За год этот набор подорожал на 5,4%.

Заметнее всего на стоимости блинов сказался рост цен на молоко, которого больше всего нужно для их приготовления. Так, если в начале прошлого года литр молока стоил 65,16 рубля, в этом году его стоимость составила уже 74,42 рубля. Стоимость подсолнечного масла выросла с 125,97 рубля до 131,47 рубля за литр.

Килограмм сахара за год стал дороже на 5,6 рубля (было 57,41 рубля, стало 63,07 рубля). Соль теперь обходится дороже на 3,5 рубля за килограмм (было 14,75 рубля, стало 18,27 рубля). Мука из "блинного набора" выросла в цене на 2,53 рубля (было 48,38 рубля, стало 50,91 рубля за килограмм). Единственный подешевевший продукт - яйца. В 2022 году десяток яиц стоил 84,91 рубля, сейчас тот же десяток обойдется в 81,33 рубля.

Примечательно, что увеличение "индекса блинов" оказалось заметно ниже общей инфляции. Напомним, в целом за 2022 год инфляция в России составила 11,94%. И здесь свою роль сыграл рекордный урожай многих культур - в частности, зерна. В прошлом году было собрано 153,83 млн тонн зерна, что на 26,7% больше, чем в 2021 году. В том числе урожай пшеницы составил 104,44 млн тонн (рост на 37,3%). Не менее рекордным оказался и сбор масличных - по предварительным данным, урожай подсолнечника, сои и рапса составил 24,8 млн тонн.

Производство молока также подросло. В частности, за 10 месяцев 2022 года оно выросло на 3,4% к уровню 2021 года, до 20,8 млн тонн. Однако себестоимость этого продукта тоже выросла из-за роста затрат бизнеса. В среднем по прошлому году, по данным Союзмолоко, увеличение составило до 16-20%, и цены как раз отыграли рост затрат.

Подготовила Нина Егоршева