На двери короткое обращение к клиентам: "Мы переворачиваем страницу... Благодарим всех за любовь, с которой к нам относились на протяжении 42 лет, что прошли вместе! Спасибо за все!"
Дело в том, что сеть ретейлеров по продаже женской обуви San Marina, испытавшая больше финансовые трудности, ликвидирована. Соответствующее судебное постановление было оглашено в этот понедельник, после чего по всей стране прекратили свое существование 163 бутика, а 680 продавщиц оказались на улице. К магазину подходит женщина средних лет, читает объявление и вздыхает:
- Вот те раз! Сейчас идут скидки. Обычно здесь покупаю. Недорого, и качество хорошее.
Знакомимся. Изабель, так зовут разочарованную даму, рассказывает, что в свое время хотела устроиться на работу в один из магазинов сети, но вакансий не было. В конце концов, нашла место в структуре городской администрации.
- Выходит, повезло, что тогда мне отказали, - говорит Изабель. - А не то сейчас оказалась бы безработной и пришлось вставать на учет в агентстве по трудоустройству.
То, что ныне происходит с магазинами одежды и обуви, рассчитанными на людей со средним достатком, здесь называют "листопадом бутиков". Первой этой осенью потерпела крушение считавшаяся непотопляемой компания Camaieu. Та самая, которая в прошлом десятилетии была признана француженками лучшим брендом женской одежды. Под нож пошли 500 торговых точек, а без работы остались 2600 человек.
За ней последовали такие вполне популярные бренды масс-маркета, как Pimkie, Kookai. И, несомненно, для всех несильно богатых граждан стало шоком падение фирмы Andre, обувь которой носили многие поколения французов. Фирма, основанная еще в 1896 году, прекратила существование в феврале буквально за пару лет до своего 125-летнего юбилея. На очереди сеть по продаже недорогой спортивной одежды Go Sport, а значит, судьба десятков магазинов и еще нескольких тысяч служащих.
Так чем же объясняется это повальное банкротство некогда процветавших сетей ретейлеров? Первый удар по ним был нанесен пандемией, когда в 2020-2021 годах магазины, не считавшиеся жизненно важными, по решению властей оказались под замком. Вслед за этим грянул энергетический кризис, и, как его следствие, целый шлейф проблем. Падение покупательной способности, рост цен на продукты питания (в январе молоко подорожало на 22, яйца - на 28 процентов). Все это ударило по среднему классу, которому пришлось отказываться от прежних привычек, экономить на всем, и в первую очередь на одежде, довольствуясь ранее приобретенным. Несомненно, свою роль сыграли новые модели потребления, когда люди многократно увеличили покупки в интернет-магазинах.
Но и это не все. Большую популярность в нынешних условиях получили торговые площадки "секонд-хенд" - подержанной одежды, особенно среди молодежи. По данным службы соцопросов Babel, 57 процентов французов этой возрастной категории отдают предпочтение обновкам класса б/у.