21.02.2023 09:47
Воронеж

Работодателей надо вовлекать в формирование образовательного заказа

Текст:  Джомарт Алиев (первый проректор Российского государственного социального университета (РГСУ))
Российская газета - Экономика Центрального округа: №38 (8983)
В какое образование нужно вкладываться - в среднее или в высшее? В последнее время для ответа на этот вопрос привлекаются и серьезные аналитики, и представители науки, и даже футурологи.
Подготовку кадров следует вести, исходя из реальных потребностей работодателя. / Игорь Филонов
Читать на сайте RG.RU

Хотя очень простую подсказку можно найти на кадровом портале. На одну вакансию юриста в Центральном федеральном округе сегодня претендуют 9,3 специалиста, на вакансию инженера - 2,1, а на одну вакансию рабочего - редко более чем 0,9. У нас несколько регуляторов выпускают стандарты, профессиональные и образовательные. Там похожая ситуация: на куст специальностей, связанных, скажем, со СМИ и журналистикой, стандартов значительно больше, чем на группу профессий, относящихся, например, к металлургии.

Исходя из структуры предложения на рынке труда, надо понять: интересы государства должны иметь очевидные фокусы на развитие среднего профессионального и высшего инженерного образования. Но для получения реального эффекта следует создать институт профессионального заказчика. На практике это означает государственный заказ на необходимые экономике профессии и специальности с уверенным трудоустройством молодых специалистов по получении диплома.

Для формирования качественного государственного заказа на требуемые квалифицированные кадры следует прежде всего перейти к среднесрочному планированию потребностей. А вот его-то проводить без сбора ожиданий и "мягких запросов" рынка труда сложно и даже бессмысленно. Хорошую перспективу здесь нам дает новый профиль потенциального сотрудничества ведомств с государственными компаниями или контролируемыми государством частными работодателями. В идеальном пределе именно с ними Минтруду, Минпросвету и Минобру предстоит совершить главный разворот: вовлечь работодателей в постановку образовательных задач и формирование образовательного контента.

Если вспомнить советский образовательный опыт, о котором все чаще говорят как о положительном примере, то в той системе образования государство было и заказчиком, и работодателем. Если в Советском Союзе готовили выпуск 200 инженеров-химиков, то всегда определенно знали, на какие предприятия химической промышленности они будут направлены. Сегодня много субъектов в той же химической промышленности составляют частники; а они вполне могут не захотеть принять наших выпускников в приказном порядке. Поэтому к такому императиву не надо даже стремиться.

Работодателям нельзя приказать взять молодых специалистов: их нужно заинтересовать

Сегодня работодателям нельзя приказать взять молодых специалистов: их нужно заинтересовать. Во-первых, вовлекать в логику и систему образовательного заказа (скажем, создавая экспертно-методические советы с обязательной ролью будущих работодателей). Во-вторых, ограничивать преференции тем, кто не берет на работу выпускников успешных колледжей и вузов (как варианты - не допуская их к государственным заказам или отказывая в субсидиях). И в-третьих, стимулировать наем молодых специалистов экономическими методами (например, предоставляя льготу по обязательным взносам на первые три года карьеры).

Госдума предложила запретить удаленную работу для некоторых IT-специалистов

Эти три шага позволят, как ни странно, изменить треки образовательного выбора не только на уровне государства, но и на уровне абитуриентов и их семей. Ведь если после окончания колледжа или вуза у выпускника по эффективно спланированным и нужным специальностям будет уверенность в трудоустройстве в родном регионе, то количество юристов, годами сидящих на иждивении родителей после получения диплома, резко снизится.

Но для гармонии новой системы наше образовательное сообщество тоже должно перестроиться; а оно, как известно, очень консервативно - ему сложно приказывать. Да и сама отечественная индустрия - отрасль длинного плеча: если мы хотим получить результаты через семь лет, начинать нужно уже сейчас. И заинтересовать профессиональную среду тоже как-то придется. Конечно, при формировании актуального контента и при наполнении программ самыми современными ожиданиями новые кадры в образование пойдут сами собой; и что крайне важно - преимущественно в регионах.

Но рискну предположить, что такая мотивация сработает лучше, если часть вузов станет колледжами, а часть их укрупнится. Как известно, доброе слово всегда работает лучше, если оно подкреплено уместной силой. Потому что сегодня более 700 вузов ежегодно осваивают более 600 тысяч бюджетных заказов, приводя нас к тому, с чего мы начали: конкурсу из девяти юристов на одно место и борьбе за среднестатистического 0,9 рабочего.

Воронеж