И действительно, несмотря на задувающий с утра ветер утра и серую морось, к вагонам организованно двигаются небольшие группы до 15 человек - школьники, студенты, семьи с детьми. Внутри каждому дают наушники, ведь музей на колесах, по сути является иммерсивным театром, создающим эффект погружения в быт Великой Отечественной войны, и без аудиогида не обойтись.
- Рассказ ведется от лица девушки-машинистки Лидии. Это собирательный образ, но у него был прототип - помощник машиниста паровоза Лидия Чухрай, - рассказывает администратор организационного комитета "Поезд Победы" Сергей Лукша. - С другой стороны, на железных дорогах Великой Отечественной работали тысячи других девчонок. Из их писем, записей в дневниках, воспоминаний и собран сценарий, показывающий войну из окна поезда. Текст читает актриса Екатерина Гусева.
Поезд - это метафора всей жизни советского человека. И начинается она со счастливой весны 1941 года: в первом плацкартном вагоне бравые моряки знакомятся с попутчицами, розовощекие туристы с шутками пьют чай, летчик, вырвавшийся с приграничного аэродрома, обнимает любимую девушку. Но вот уже в следующем вагоне, посвященном защитникам Брестской крепости, атмосфера совсем иная. Именно бойцы и командиры цитадели первыми приняли на себя удар немецких войск, и в экспозиции они буквально слились с ее стенами, пытаясь вопреки всему (с какого-то момента без связи, медикаментов, продуктов) противостоять натиску врага.
Есть в поезде вагон, который экскурсоводы не рекомендуют посещать детям до 12 лет - здесь воссоздана перевозка пленных в концлагерь. Есть банно-прачечный поезд с душевыми кабинками, сушилками и дезинфекционными камерами. Кстати, посетитель тут впервые видит врага, что называется, вплотную - среди пленных немцев, готовящихся к гигиеническим процедурам, возвышается фигура генерал-фельдмаршала 6-й армии Фридриха Паулюса, взятого под Сталинградом. В нательном белье, ежась от холода, он уже совсем не похож на самоуверенного завоевателя.
А вот и новый вагон, представляющий зрителям историческую реконструкцию Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского судебных процессов. В декорации интерьера лаборатории, где японцы проводили жестокие эксперименты над людьми, также уделено большое внимание деталям. На столе и в шкафу холодно поблескивают хирургические инструменты и склянки с ядами. Во второй части представлена историческая реконструкция зала судебного процесса во Дворце юстиции Нюрнберга.
Завершает экспозицию вагон "Победа". Война позади, но на лицах возвращающихся с фронта солдат она оставила след тяжелых испытаний. Пройдя в конец состава, зрители оказываются в такой знакомой с детства электричке. Можно присесть на деревянную скамью, а в отражении окна увидеть тех, кто так и не вернулся с поля боя, пожертвовав своей жизнью ради нас с вами…
Видеопроекторы, тач-столы, 150 фигур и около четырех тысяч единиц подлинного реквизита, световые и звуковые эффекты поражают воображение не только взрослых, но и молодежи. Как признается Сергей, маленькие посетители рассматривают сцены особенно проникновенно. Возможно, причина в том, что ребята из-за своего невысокого роста смотрят фигурам в глаза, и поэтому испытывают более сильные эмоции.
- Когда хорошо знаешь историю, то увиденное здесь порой пробирает до жути: идешь по "счастливому" вагону, а в следующем вдруг видишь, как солдат оставляет на кладке Бресткой крепости предсмертное послание, или как в стену попадает снаряд, - делится девятиклассница Дарья Коптева.
- Будто бы пропускаешь происходящее через себя, - добавляет ее подруга Виктория Фомина.
Свое движение поезд начал в октябре 2020 года с Белорусского вокзала Москвы и за это время успел пересечь несколько раз всю страну от Крыма до Владивостока. Музей побывал в более 200 городах, интерактивную площадку посетили свыше миллиона человек. На Кубани свое путешествие состав начал с Ейска, после Краснодара он сделает остановки еще в четырех городах.
Кстати
25 февраля "Поезд Победы" прибудет на станцию "Кавказская" в Кропоткине. Дальше он проследует в Туапсе (26-27 февраля), Майкоп (с 28 февраля по 1 марта) и Армавир (2-3 марта). Регистрация в городах открывается за сутки до прибытия локомотива.