22.02.2023 09:23
Культура

Композитор из Казани раскрыл секреты кыл-кубыза

Текст:  Наталья Эллер (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №40 (8985)
Наш собеседник, татарский композитор и музыкант, исполнитель аутентичной музыки Ильяс Камал, уверен, что древние инструменты по своему звучанию очень близки человеческому голосу.
Ильяс Камал: Мой инструмент, как живой организм, пока в процессе роста. / Казанская государственная консерватория имения Н.Г. Жиганова
Читать на сайте RG.RU

Звук от самой природы

- Ильяс Файзрахманович, что вас привлекает в древних инструментах, в чем их отличие от традиционных академических?

Ильяс Камал: Принято считать, что скрипка и виолончель хорошо гармонируют с музыкальностью человеческого голоса. Но даже этим инструментам трудно сравниться с кыл-кубызом, полностью изготавливаемым из природных материалов. Дерево, кожа и конский волос дают уникальный мягкий тембр человеческого пения. Впервые услышать звук кыл-кубыза мне довелось на концерте ансамбля из Казахстана на фестивале композиторов в Уфе, а сегодня я имею собственный инструмент работы мастера из Башкирии Гульнур Галимовой. Мы его еще разыгрываем, совершенствуем. Он, как живой организм, пока в процессе роста. Хотя потенциал уже сейчас чувствуется огромный.

- А что вы можете сказать об исполнительских возможностях кыл-кубыза?

Ильяс Камал: Конечно, для каждого инструмента есть своя музыка, звучащая на нем наилучшим образом. Есть свой диапазон и для кыл-кубыза. Технически виртуозные классические произведения на нем сыграть сложно. Но сложно не значит невозможно, например "Лебедь" Сен-Санса звучит очень хорошо. Народные же напевы подходят просто идеально. Очень жаль, что сегодня мало уделяется внимания старинным инструментам, аутентичной музыке. А у тюркских народов, в том числе татар, были интересные музыкальные инструменты, многие из которых сегодня уже не то чтобы забыты, но утратили свою былую известность. Были в Поволжье и аналоги славянских гусель, и есть легенда, что это прародитель европейской скрипки с востока. Я не историк, поэтому не берусь ничего утверждать, но такое мнение имеет место.

- Если мы начали говорить об аутентичной музыке, то естественен вопрос, как именно вы пришли в эту область. Что для вас как музыканта означает татарская музыка?

Ильяс Камал: Я приехал в Казань из Санкт-Петербурга, совершенно русского города. Начав здесь учиться и работать, буквально каждый день открывал для себя что-то новое. Татарская музыка родилась на стыке европейской и восточной цивилизаций, вобрав много и от востока, и от запада. Сегодня наша музыка органично развивается, появился ряд музыкантов и композиторов, умеющих использовать народные мотивы, тона в технически современной музыке. Сколько в этой музыке именно аутентичности, вопрос сложный, но и народные татарские мелодии не забыты.

Бабушки из Бураново записали песни и сказки для молодежного проекта

Татарская музыка очень близка мне. Истоки ее уникальности в том, что Татарстан расположен на стыке цивилизаций Запада и Востока. Наш музыкальный язык вобрал традиции разных культур, органично сочетающихся с исконно татарской музыкой, изучение которой еще даст свои богатые плоды. Это своя особенная пентатоника, отличающаяся от арабской или, скажем, китайской. Есть древние инструменты, возрождение которых так важно сегодня для нашей культуры.

Откуда родом?

- Вы упомянули Санкт-Петербург. Город на Неве ваша первая малая родина?

Ильяс Камал: Вообще моя семья из Уфы. Мы родом из башкирских татар. В Северной столице прошло мое детство и состоялось первое посвящение в музыку. Но серьезный перелом в музыкальном становлении начался на конкурсе имени Сары Садыковой в Татарстане, поехать на который моим родителям посоветовали представители питерской татарской общины.

Конкурс прошел весьма успешно. Удалось занять первое место и познакомиться с народной артисткой республики Ларисой Масловой, убедившей меня в необходимости систематических занятий музыкой. Началось мое музыкальное образование с класса виолончели у Масловой в казанском музыкальном училище.

В консерватории, продолжив заниматься виолончелью, брал уроки композиции у Бориса Николаевича Трубина. Позже развитием моего композиторского дарования занялся Виталий Вакифович Харисов. В консерватории, за что спасибо ректору Рубину Кабировичу Абдуллину, удалось оформить индивидуальный план обучения, позволивший объединить разные направления музыкального образования. В этот же период я занялся оперно-симфоническим дирижированием.

- Кем вы сейчас ощущаете себя в большей степени, композитором или музыкантом?

Ильяс Камал: Полагаю, композиторское искусство идет рядом с исполнительским. Музыку мало сочинить, необходимо ее донести до слушателя, и сделать это так, чтобы произведение запало в душу, и для понимания процесса создания музыки от идеи до восприятия ее залом просто необходимо быть музыкантом-исполнителем. Мой первый концерт прошел в 2020 году на берегу озера Кабан. Авторский же концерт 17 мая состоялся в зале имени Салиха Сайдашева, на самой, наверное, престижной площадке Татарстана. Исполнялись фрагменты моей оперы "Минем Такташ" ("Мой Такташ"), песни, романсы, переложения для оркестра. Зрители могли послушать курай, кыл-кубыз.

Казань подарила много встреч

Ильяс Камал: Живя и работая в Казани, я смог встретиться со многими интересными людьми и замечательными музыкантами. Воплотилась моя давняя мечта познакомиться с создателем оркестра La Primavera Рустемом Абязовым, и даже с лихвой. Сегодня я второй дирижер данного коллектива. Помимо этого, работаю главным дирижером Театра имени Карима Тинчурина. И в этом качестве участвую в реализации очень интересных проектов.

Кубанский казачий хор выступил с концертом в военном госпитале

Недавно на нашей сцене исполнялась опера Эльмира Низамова "Кара пулат". Для ее музыкального сопровождения пришлось привлечь музыкантов, увеличив оркестр до 30 человек. И судя по реакции зрителей, мы с этой задачей справились на отлично.

- На каких площадках приходилось выступать, где и с кем хотели бы сыграть в будущем?

Ильяс Камал: Мне очень нравится ездить в Башкирию, откуда родом моя семья. В Уфе довелось выступать вместе с Государственным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, с оркестром народных инструментов, когда исполнялись несколько моих симфонических произведений. Там я, кстати, впервые попробовал на звук кыл-кубыз - старинный тюркский смычковый инструмент. Есть желание написать несколько циклов для оркестра народных инструментов казанской консерватории Tatarica. В планах - вокальный цикл, давно задуманный, но пока не осуществленный. А что касается площадок, то куда судьба приведет, там и буду играть.

- Не жалеете о переезде из второй столицы России на Волгу?

Ильяс Камал: При всем моем уважении к Москве и Санкт-Петербургу считаю, что культурный потенциал регионов, не только Приволжских, сильно недооценен. Что же касается Татарстана, нам есть чем гордиться. Уверен, что такие композиторы, как Рустем Яхин и Алмаз Монасыпов, являются достоянием российской музыкальной культуры.

Романсы Яхина входят в репертуар вокалистов конкурса Чайковского. Монасыпов ценен искусством выражения характера татарской музыки средствами современного музыкального языка. Конечно, нельзя не восхищаться тем, как гармонично Салих Сайдашев объединил татарскую пентатонику с диатоникой, создав удивительную по силе и красоте гармонию. Список композиторов и их открытий можно продолжить. У татарской музыки, по моему глубокому убеждению, великое прошлое и большое будущее.

Фолк Казань