27.02.2023 21:23
Общество

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов - о том, какими будут аспирантура и специалитет

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №42 (8987)
Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов рассказал "РГ", какими теперь будут аспирантура и специалитет и какую пользу принесут российскому образованию новые подходы.
Дмитрий Ливанов: Нужно думать о серьезном повышении стипендии аспиранта. / Михаил Синицын/РГ
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Викторович, предложено вернуться к базовой подготовке сроком от 4 до 6 лет. Почему для России такой формат предпочтительнее?

Дмитрий Ливанов: Это поможет и студентам, и работодателям. Ведь основная проблема с системой "бакалавр - магистр" в России в том, что работодатели не понимали, какой уровень компетенций и профессионализма у человека с дипломом бакалавра, практика, которая была в рамках бакалавриата, не устраивала тех же работодателей. Поэтому переход или возврат на традиционную для России систему подготовки специалистов должен, безусловно, устранить эти проблемы, и работодатели будут четко понимать, что за уровень у выпускника, которого они принимают на работу с дипломом того или иного университета.

С бакалавриатом прощаемся окончательно?

Дмитрий Ливанов: Будет система подготовки специалистов: специалитет с вариативными программами, как по срокам, так и по направлениям. И эти программы будут дополнены программами магистратуры, ординатуры и аспирантуры.

А в МФТИ уже есть подобного рода программы?

Дмитрий Ливанов: У нас программы четырехлетнего бакалавриата плюс два года магистратуры. Но по сути это шестилетние программы, поэтому для нас переход на шестилетнюю программу подготовки специалистов будет абсолютно безболезненным и позволит создать более понятную и простую систему образования, избавив и студентов, и преподавателей от необходимости проведения дополнительных выпускных экзаменов после бакалавриата и, соответственно, вступительных - в магистратуру.

Вообще Физтех всегда учил шесть лет, и в советское время, и сейчас. Здесь мы никаких инноваций не планируем.

В магистратуру станет проще поступать?

Дмитрий Ливанов: Вообще, мне кажется, подготовленному, мотивированному человеку, который хочет обучаться в магистратуре, углублять свои знания, сейчас все возможности для этого предоставлены. Но, естественно, в разных вузах разные требования. В МФТИ, например, около 90 процентов бакалавров после диплома поступают в магистратуру, при том, что поступить достаточно сложно: мы принимаем только тех, кто способен успешно учиться на наших магистерских программах. Это люди с высоким уровнем подготовки, но, повторю, как правило, это выпускники нашего же бакалавриата.

Фурсенко: Дипломы бакалавра приравняют к дипломам о полном высшем образовании

К чему готовиться вузам при переходе к специалитету?

Дмитрий Ливанов: Очень важно понимать, по каким профессиям какой срок подготовки необходим. Ясно, что не по всем сложным видам профессиональной деятельности необходима именно шестилетняя подготовка, где-то достаточно 5 или 5,5 года, а где-то и четырех хватит. Но это, безусловно, еще будет широко обсуждаться. Обязательно с участием работодателей.

Есть сложные виды деятельности, которые традиционно требуют длинного срока обучения: инженерное и медицинское направления, все, что связано с развитием высоких технологий, с подготовкой ученых.

В отдельный уровень образования выделяется аспирантура. Вернет ли это интерес молодежи к научной работе?

Дмитрий Ливанов: Важно, чтобы аспирантура эффективно работала. Сейчас в среднем по стране достаточно низкий уровень тех, кто завершает аспирантуру защитой диссертации. В МФТИ этот уровень один из самых высоких - более 50 процентов защит. Нужны серьезные усилия для того, чтобы сделать аспирантуру качественным эффективным уровнем образования. Нужно думать о серьезном повышении стипендии аспиранта. Это уже взрослый человек, и нужно обеспечить ему такой уровень дохода, чтобы человек спокойно занимался наукой, а не искал подработку, чтобы прокормить себя и семью. А для этого, в Москве по крайней мере, нужно около 100 тысяч рублей в месяц. Если мы хотим, чтобы создавались прорывные технологии и совершались открытия, нужно думать об этом.

Образование