27.02.2023 17:54
СЗФО

Эксперты оценили уровень импортозависимости российской экономики

Текст:  Ян Гриневич (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №38 (8983)
Экономика страны в два раза менее зависима от импорта, чем в других странах, - к такому выводу пришли аналитики ВШЭ, опубликовавшие тематическое исследование, которое было подготовлено при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.
Читать на сайте RG.RU

В последние годы использование импорта в промышленном комплексе России не превышало 40 процентов - это ниже, чем у Канады, Нидерландов, Польши, Австралии, Германии, Саудовской Аравии и других крупных экономик, и примерно на одном уровне с США и Индией.

- Импорт не негативный фактор. Экономическое развитие, как правило, тесно связано с интеграцией в мирохозяйственные связи, - поясняет руководитель авторской группы исследования Юрий Симачев.

Сегодня зависимость от импорта в российской экономике очень неоднородна. Некоторые отрасли могли почти полностью наладить производство - больше всего уровень обеспеченности российской продукцией в стройматериалах (96 процентов), транспортном машиностроении (92 процента) и в черной металлургии (90 процентов). Меньше всего - в станкоинструментальной промышленности (24 процента), фармацевтической промышленности (35 процентов) и в индустрии детских товаров (31 процент). При этом уровень использования импорта в экономике, отдельных отраслях лишь косвенно позволяет судить о реальной импортозависимости. Высокий уровень импорта может не составлять проблем, если это импорт с низкими рисками.

Важный аспект - многие отрасли "мигрируют" от импорта из недружественных к импорту из дружественных стран, чем обеспечивают себе большую стабильность в развитии. Лидером здесь стало производство компьютеров и электроники, а также легкая промышленность.

Год под санкциями. Как изменилась экономика России

Какие выводы делают аналитики? Прежде всего - о том, что наиболее успешное (устойчивое) импортозамещение произошло в отраслях, достаточно удаленных от технологической границы (АПК, деревообработка, трубная промышленность, мебельная промышленность - отрасли, которые имеют широкие возможности для развития и роста на основе заимствования более передовых технологий). В отраслях, близких к технологической границе (авиастроение, фармацевтика), возможности заимствования технологий оказались ограничены, сети субподряда недостаточно развиты для локализации. В этих отраслях требуется более сложная перестройка, необходимая для ухода от импортозависимости. Эти изменения могут занять длительное время, так как импортозамещение с "быстрым" использованием зарубежных технологий без "укоренения" может приводить к росту технологической зависимости.

Меньше всего импорта в стройматериалах, транспортном машиностроении и в черной металлургии

Пример - легковое автомобилестроение. В целом для устойчивого импортозамещения требуется преодолеть "пороговый уровень" изменений, больше инвестировать в собственные разработки и поддерживать предпринимательство. Важный момент - общих рецептов для экономики быть не может, своя политика импортозамещения должна быть разработана для каждой отрасли. Исследователи предлагают разные модели: для авиастроения - мобилизационную активизацию НИОКР, для легкой промышленности - адаптацию и локализацию импортных технологий, для электроники - релокацию в цепочки дружественных стран. Общим важным звеном остается необходимость ориентации российской продукции на экспорт. Экспортная деятельность дает развитую систему хозяйственных связей, и, как следствие, уменьшается импортозависимость, повышается гибкость реагирования на внешние шоки и разрывы в цепочках, полагают эксперты.

СЗФО Мурманская область Архангельская область Вологодская область Калининградская область Карелия Ленинградская область Ненецкий АО Новгородская область Псковская область Республика Коми Санкт-Петербург