Отметим: под термином "оперативная (или рабочая) память" понимается совокупность процессов, которые позволяют хранить и временно использовать информацию, чтобы понимать речь, читать, считать, обучать и рассуждать. Это разновидность кратковременной памяти.
- Например, когда нам нужно запомнить и ввести шесть цифр для оплаты онлайн-заказа, сначала мы должны поместить их в рабочую память, а только потом набирать на клавиатуре. Емкость рабочей памяти в значительной степени определяет наши успехи в учебе, работе, в решении любых задач, - пояснил младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий УрФУ Александр Котюсов.
Специалисты взяли для изучения два фактора. Первый - контроль внимания: концентрация на определенной задаче, умение не отвлекаться, например, на шум во время подготовки к экзамену. Второй - селективное внимание: способность вычленить важную информацию или предмет среди подобных, как в случае с ключами в груде прочих вещей на столе.
Исследование провели на русскоязычной выборке из 111 человек от 18 до 37 лет. Испытуемые запоминали и повторяли цифры, буквы, цветные объекты. Например, искали букву L среди множества T, или должны были прочитать слово, проигнорировав его цвет и так далее.
В результате с помощью методов статистического моделирования ученые подтвердили: контроль внимания и емкость рабочей памяти достаточно сильно связаны, тогда как селективное внимание и рабочая память являются независимыми процессами. Среди прочего также выяснилось, что культурные и языковые эффекты мало влияют на когнитивные процессы.
- Но главная новизна в том, что мы дополнительно исследовали фактор селективного внимания: он оказался не связан с емкостью рабочей памяти. Мы привели аргумент в пользу того, что между двумя процессами все-таки нет связи, - подчеркнул Александр Котюсов.