Это предлагается сделать сразу в нескольких статьях КоАП. Например, за движение без регистрационного номера. Действительно, могут быть ситуации, когда автовладелец еще не успел поставить машину на учет в ГИБДД. Очередь была длинная, он едет в это самое подразделение. Но если его остановит гаишник, то расплата в виде штрафа неизбежна.
Напомним, что вынесение штрафов с помощью автоматических камер появилось в России в 2008 году. В 2013 году из многих статей Кодекса ушли наказания в виде предупреждения. Просто по той причине, что с помощью камер можно назначать только минимально возможные наказания. А предупреждение - это именно такое минимальное наказание. Но чтобы его назначить, ведомству потребуется потратить довольно большое количество денег. Оформить документ, переслать его почтой, заплатить за доставку.
Поэтому от простого предупреждения и отказались. И сегодня у нас в год оформляется 200 миллионов штрафов.
Это превышает население страны более чем в полтора раза. То есть, по сути, каждое нарушение - это деньги. Если пересчитать на число автовладельцев, которых в стране 60 миллионов, то получится, что каждый из них получил минимум три штрафа за год.
Как пояснил один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, "в таких вопросах можно ограничиться предупреждениями. Мы приводим ныне установленные штрафы в соответствие с тяжестью нарушения. Документ направлен в правительство для получения заключения", - сообщил депутат.
В частности, в этом документе предлагаются помимо освобождения от штрафа за езду без номера и другие интересные новации. Например, предупреждение планируется вернуть за нарушение правил применения ремней безопасности или шлемов. Депутаты поясняют это тем, что не в каждом случае перевозки пассажира применение таких ремней возможно.
Например, в случае транспортировки лежачего больного это не только невозможно, но и недопустимо.
Также предлагается освободить автовладельцев от штрафа за выезд на перегруженный перекресток. Ведь это не вина водителя, что он выехал на разрешающий сигнал, а перекресток все еще забит.
Предупреждение предлагается выносить и в том случае, если человек повернул не из своего ряда.
Кроме того, есть предложение установить единое наказание за езду по тротуарам. В Москве и Санкт-Петербурге за это предусмотрено 3 тысячи рублей штрафа. В других городах - меньше. Но ведь и там тяжесть последствий от такого проезда будет такая же, как и в мегаполисах. И она не зависит от размера кошелька того, кто проехался по тротуару. Поэтому предлагается установить единый тариф - 2 тысячи рублей.
Еще одна новация, которую предложили депутаты - не ограничивать минимальный предел срока лишения прав за оставление места ДТП. Иногда это автомобилисты делают совершенно случайно, даже не осознав того, что совершили аварию. Тому есть масса примеров в судебной практике. Например, человек случайно задел при выезде с парковки другой автомобиль. Он этого не заметил. Но его сурово наказали.
А бывают и вовсе странные случаи. Водитель выезжал с парковки никого не задел, а потом ему предъявил претензии владелец припаркованного рядом автомобиля. И водителя лишили прав за ДТП, которое он совершил только по словам якобы пострадавшего. "РГ" писала об этом случае.
По мнению главы рабочей группы "Защита прав автомобилистов" в ОНФ Петра Шкуматова - это правильное решение. Количество штрафов в России зашкаливает.
Его поддержал и автоэксперт Игорь Моржаретто, который напомнил об идее введения риск-ориентированного подхода. То есть наказывать не всех подряд, а только за превышение определенного лимита нарушений. Он напомнил, что такой подход включал в себя следующие принципы. Человек превысил скорость до 40 км/ч, проехал через сплошную разметку, возможно, припарковался под знаком. Но это не несет обязательного наказания в виде штрафа. А если он это сделал в третий раз, то должен за это ответить. И все следующие нарушения ему будут выставляться по полной программе. А за случайную ошибку водителя можно и простить.
Юрист Лев Воропаев, в свою очередь, напомнил, что и сейчас в КоАП заложены статьи, в которых предусмотрена такая мера наказания, как предупреждение. Однако сотрудники ГИБДД, при выявлении нарушения, практически никогда ее не применяют. Не применяют ее и суды, когда дело поступило к ним. И только в единичных случаях, когда обжалуются те или иные решения, кассационные суды вспоминают об этих нормах.