Вообще-то, остаться без артиллерии в наше неспокойное время - шаг странный. Так может поступить страна в двух случаях. Если твердо знает, что на нее никто не нападет. Или если знает, что в случае нападения за нее кто-то постоит. Исторический парадокс в том, что на протяжении пяти веков за Данию проливала кровь Россия.
Иван за Иоганна
В 1493 году государь всея Руси Иван III и датский король Иоганн заключили договор о "дружественном и вечном союзе". В Средневековье было принято дружить против кого-то. В нашем случае этим "кем-то" были Великое княжество Литовское и королевство Швеция.
Для современного человека литовцы и шведы - представители стран, не играющих ключевого места в мировой геополитике. Но так было не всегда.
Полтысячи лет назад Швеция была хищником на Балтике. Что до литовцев, то их княжество занимало земли Белоруссии, Польши, Латвии, Эстонии и Молдавии. Наши Курск, Смоленск и Брянск, к слову, тоже были под ними. Мы с датчанами это недоразумение исправили.
Конечно, случалось, что не находили общего языка. К примеру, выясняли: чья Норвегия? Датчане ее считали своей провинцией. Как и мы. Но чаще все делили по-братски. Так, в 1570 году Иван Грозный, разбив воинство Ливонского королевства, посадил на его трон не своего родича, а брата датского короля.
Победы чередовались с поражениями, но Дании грех жаловаться, она выходила из многих войн с территориальными приобретениями. И сохранилась как государство, хотя шведы пытались ее уничтожить. Но все завершилось хорошо во многом благодаря русской армии.
В 1807 году Россия поддержала Данию в войне против Британской империи. Поступок смелый. Но мы на такие риски шли: договор дороже денег.
Родная кровь
В XIX веке мы породнились. Будущий император Александр III взял в жены датскую принцессу Дагмару, в православии Марию Федоровну, мать Николая II. Которая сделала много полезного для империи, включая создание Красного Креста.
После революции вдовствующая императрица уехала в Крым. И лишь когда местные большевики решили ее расстрелять, на английском крейсере бежала в Великобританию, откуда переехала в родную Данию. Скончалась Мария Федоровна в 1928-м, в 2006-м ее останки перенесли в Петербург.
"Шефом датского Королевского полка был наш император Александр III. В полку хранят подаренный им сервиз и бережно относятся к памяти обо всем, что связывает их с Россией", - рассказывает руководитель Департамента региональной безопасности Москвы Сергей Хлебников, который, будучи комендантом Кремля, бывал в Дании. Во всяком случае, так было до недавних пор.
До свидания, Андерсон
Последний раз наши солдаты бились за Данию в 1945 году. За пять лет до этого страна была оккупирована Германией. Немцы потеряли двух солдат убитыми, затратив на покорение королевства 6 часов.
В 1945-м настало время позора уже для немцев. Их гарнизоны в Дании сдавались британцам, но на один остров Борнхольм пришли советские войска. 12-тысячный немецкий гарнизон отказался сложить оружие. И наши высадили десант с торпедных катеров, взяв остров силами одной роты.
Современные европейские историки пытаются лить грязь, обвиняя наших солдат в изнасилованиях датчанок. Но лучше многих слов - фото тех лет: датские девушки среди наших солдат. Вглядитесь в их лица.
Наши пробыли на острове до весны 1946 года. После чего СССР предложил Дании передать Борнхольм датской армии. И вывел войска. То есть мы вошли, выбили фашистов и - ушли.
В популярной в свое время песне Юрия Печурова про Данию (написана в 1992 г.) есть слова: "Тихо над городом ночь пролетает, в розовом небе эльфы парят. До свидания, Дания! До свидания, Андерсен..."
И вот сказка закончились. Оплаченные датчанами снаряды бьют по Донецку. Как эпилог нашей пятивековой дружбы и всего, что сделала Россия для Дании. До свидания, Андерсен.
Согласен, мало кто в Европе сегодня может устоять перед давлением Вашингтона. Но есть подсказка для датчан, она озвучена в эфире программы "Вести недели" экспертом из датской Академии обороны Питером Вигго Якобсеном: "Датские фрегаты пойдут туда, куда хотят США. И если в будущем США захотят ввязаться в Сирию, Иран или Южно-Китайское море, и обратятся к Копенгагену с просьбой предоставить фрегаты с Tomahawk, нам будет трудно отказать. А если у нас не будет ракет, они нам не позвонят".
"Цезари" отозвать с Украины вряд ли получится. Но если не закупать новых ракет и гаубиц, то, глядишь, из Вашингтона в Копенгаген и не позвонят.
Ну хоть так.