Злополучный день
В девятиэтажный дом, расположенный в центре города, Ивановы заехали в 2005 году. Как и большинство обычных семей, вили уютное гнездышко, вкладываясь в хороший ремонт, добротную мебель и дорогую бытовую технику. Здесь родились и росли их дети.
15 ноября 2022 года супруги оформляли машину в ГИБДД, дома осталась девятилетняя дочь, которая училась во вторую смену. Вдруг маме пришло сообщение. Девочка сфотографировала окно, за которым виднелись дым и пламя. "Это наши соседи что-то готовят?" - спросил ребенок в голосовом сообщении. Представьте, что в этот момент испытали родители…
Стараясь сохранять спокойствие, мама позвонила дочери, попросила ее одеться и ждать возле двери. Папа, выжимая педаль газа, гнал машину к дому и попутно вызывал огнеборцев. Когда Ивановы приехали, во дворе уже стояла пожарная машина, а балкон их квартиры пылал.
Мчась по задымленной лестнице, обессилевшая мать на седьмом этаже встретила соседа снизу. Назовем его Петровым. Они были знакомы давно, их дети ходили в один детский сад. Отдав ему ключ от квартиры, попросила открыть дверь. Петров выполнил просьбу. В этот момент подбежал хозяин квартиры и вынес девочку из дома.
Тройной ущерб
Пожар в трех квартирах - самого виновника ЧП, и двух сверху - тушили долго. Когда брандмейстеры уехали, Ивановы остались в закопченном и залитом водой жилье. Хозяйка, оправившись от первого шока, задумалась: куда теперь идти, что надеть, чем накормить семью?
Помогли родственники: приютили и дали одежду. Все, что удалось вынести из дома - четыре пакета с относительно пригодными вещами.
Близкие, коллеги и друзья собрали материальную помощь. Супруги арендовали квартиру в том же районе, неподалеку от школы. И до сих пор не знают, как быть дальше. Делать ремонт не на что: надо оплачивать кредиты и текущие расходы. А самое главное - не удается найти общий язык с виноватыми в случившемся соседями, теми самыми Петровыми.
Сразу после пожара надо было вставлять расплавившиеся окна, иначе замерз бы весь подъезд. Петровы купили стеклопакеты без форточек, но Ивановы не захотели ставить их. Ведь предыдущие стекла были существенно дороже и качественнее. Петров был вынужден согласиться с требованиями пострадавших.
Неприемлемое предложение
Но дальше окон дело не пошло. Соседи, сын которых баловался со свечой и стал виновником произошедшего, не сочли нужным ни покаяться, ни извиниться.
Петров предложил выкупить сгоревшую трехкомнатную квартиру Ивановых для своих родителей за восемь миллионов рублей и забыть об этом кошмарном дне. Или же решить дела в судебном порядке.
Такого поворота Ивановы не ожидали. Если бы, не дай бог, они стали виновниками трагедии, так не поступили бы. Просто в народе саха подобное поведение считается большим грехом.
За восемь миллионов рублей в этом районе вряд ли купишь даже "двушку". Стоимость квартиры, как у Ивановых, начинается от девяти миллионов (без учета стоимости мебели и техники). Очевидно пострадавшим придется судиться с Петровым, который всячески избегает личных встреч, но зато активно действует через своего адвоката…
Кстати, вторая квартира пострадала меньше. Петров оплатил ее ремонт.
Все схвачено?
В январе Ивановы обжаловали постановление отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Якутску МЧС России об отсутствии состава преступления. На основе него в полиции отказали в возбуждении уголовного дела.
"В связи с отсутствием состава правонарушения согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая, что антиобщественное действие совершено малолетним впервые, принимая во внимание положительную характеристику с места учебы и возможность обеспечения воспитания родителями, в соответствии с пунктом 51.1 приказа МВД России № 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ" вынесено заключение о нецелесообразности его постановки на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних", - значится в ответе начальника межмуниципального управления МВД России "Якутское" Михаила Кондакова.
Но истинную причину отказа от возбуждения дела пострадавшие видят в том, что Петров тоже носит погоны и занимает высокую должность в силовых структурах.
В постановлении много неверной и противоречивой, по мнению Ивановых, информации. К примеру, старший дознаватель Рабжиров усмотрел в действиях девятилетнего ребенка "формальный состав преступления по 168 статье УК РФ", но отказал в возбуждении оного, ссылаясь на то, что состава преступления нет.
- О какой букве закона может идти речь при таких противоречащих формулировках? И каким было бы решение дознавателя, в случае с простыми людьми? - недоумевают погорельцы.
Таким образом, бывшие соседи разошлись, как в море корабли, и, очевидно, потратят еще больше ресурсов на судебные издержки. При таком исходе Ивановым, очевидно, будет намного труднее добиться справедливости. Остается только делать оценку ушерба, искать средства на адвоката, обращаться к депутатам, журналистам…
- За все это время Петровы ни разу не поинтересовались, где мы живем и как, что будем делать дальше, - говорят Ивановы. - Хотим хотя бы через газету воззвать к их совести и человеческим чувствам. Мы способны многое понять. И если Петров, используя свои связи, найдет равноценную утраченной нами квартиру с мебелью, бытовой техникой в этом же районе за свои восемь миллионов, то будем рады принять ее.
Обязаны возместить полностью
Виктор Поляничко, юрист:
- Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ).
168 ст. УК РФ не поможет Ивановым в возмещении ущерба, несмотря на наличие уголовной ответственности. Можно подать иск в суд общей юрисдикции на компенсацию вреда. Собственник жилья, пострадавшего от пожара в соседской квартире, имеет право потребовать полностью оплатить причиненный убыток. Возмещать вред по общим правилам обязано лицо, которое его причинило (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Стоимость имущества, уничтоженного огнем, затраты на его восстановление или ремонт, а также другие убытки, вызванные пожаром (например, затопление после тушения), подлежат возмещению (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Главное - это дети
Анна Черепанова, практикующий юрист:
- Я бы посоветовала Ивановым и их адвокату обратить внимание на ненадлежащее исполнение Петровыми родительских обязанностей. В этой истории могли пострадать дети обеих сторон: виновников пожара и соседей. А это уже серьезное нарушение с точки зрения закона.
Как практикующий юрист я видела много прецедентов, когда в похожих ситуациях суд был очень лоялен к виновным лицам, но если в деле фигурируют несовершеннолетние, никакие связи и погоны не должны помешать органам прокуратуры взять это дело под свой контроль.