01.03.2023 15:49
Общество

В Петербурге программист с ДЦП создал обучающие программы для особых детей

Текст:  Мария Осипова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №43 (8988)
Петербургский программист с ДЦП Иван Бакаидов разработал целую серию бесплатных приложений LINKa, обучающих компьютерной грамотности. Нескольким из них нет аналогов за рубежом. Это стало настоящим подарком для детей с ДЦП, аутизмом и нарушениями речи. Разработкой заинтересовались родители во многих городах страны, а в частных центрах уже начали проводить занятия с передовым приложением. Однако масштабному обучению компьютеру детей с особенностями развития препятствует то, что айтрекер - гаджет, с которым взаимодействуют приложения - пока не признан как техническое средство реабилитации. Из-за этого его нельзя официально использовать в дошкольных и школьных учреждениях. Также, по словам экспертов, уже сейчас ощущается нехватка специалистов, которые способны грамотно внедрять айтрекер в практику, опять же в силу непризнанности устройства.
Читать на сайте RG.RU

Разработки Ивана Бакаидова базируются на управлении компьютером при помощи взгляда. Человек набирает таким образом на компьютере текст, а синтезатор речи воспроизводит его с помощью программы. Этот метод коммуникации существует давно. Известным его пользователем был астрофизик Стивен Хокинг, который общался посредством синтезатора речи. А в последнее десятилетие айтрекер стал нести еще и обучающую функцию.

До того как появились бесплатные петербургские программы LINKа, начать обучать компьютеру ребенка с ДЦП, аутизмом и нарушениями речи можно было только за большие деньги. Стоимость программы достигала 93 тысяч, что, конечно, было многим родителям не по карману. К счастью, теперь приложения есть в открытом доступе. К слову, это не первый вклад Ивана Бакаидова в "альтернативные коммуникации". В 2018 году он стал номинантом премии ООН за разработку программы в этом направлении. А сейчас родители "особенных" детей радуются программам, каждая из которых предназначена под разные особенности и потребности пользователей. Одной из них стала "LINKa играй". Поскольку процесс овладения компьютером далеко не простой, решено было создать развлекательную программу, которая полюбилась даже взрослым. В наборе есть игры для детей разного возраста и уровня развития. Игра начинается с самых простых заданий: в одной из первых игр ребенку нужно просто смотреть на экран, во второй - посмотреть на фигурку на экране. Постепенно благодаря играм ребенок учится управлять компьютером: смотреть точно на нужный объект и задерживать взгляд, чтобы "кликнуть" на него. Этих двух навыков вполне достаточно, чтобы управлять компьютером.

- Я посвятил жизнь коммуникации и помощи людям с проблемами речи. Хуже всего, когда умственно сохранный человек привыкает к тому, что он не может произносить сложные фразы, а может только просить еду. Важно давать возможность людям говорить. Обществу нельзя судить об умственных способностях человека, не имея с ним коммуникации. Именно здесь приходят на помощь средства альтернативного общения, особенно они важны в сфере образования, - рассказал Иван Бакаидов.

Как говорят эксперты, программы LINKа очень удобные и простые для пользователя, однако их масштабное распространение пока невозможно. Все дело в непризнанности айтрекера, на котором эти программы работают.

- В нашем проекте Иван Бакаидов отвечает за программирование, а я - за методическую разработку. Отмечу, что мало специалистов, которые грамотно внедряют айтрекер в практику. Ведь айтрекер не признан как техническое средство реабилитации (ТСР), и из-за этого его нельзя официально использовать в дошкольных и школьных учреждениях. Много материала в целом по айтрекингу в интернете, но он не структурирован и больше отвечает на вопрос "Что это?", но нет ответа на вопрос "А как его использовать?". Айтрекер - он не для всех, а скорее для тех, кто может его освоить: уровень обучения во многом зависит от психофизических особенностей пользователя, не только от интеллекта. Чтобы ребенок смог напечатать что-то, он прежде всего должен уметь читать. Дать айтрекер ребенку, у которого нет навыка чтения и письма, но есть гиперкинез или нюансы по зрению, чтобы он сразу написал "Мама, я тебя люблю", - такого в моей практике не было. Результат также сильно зависит от упорства и заинтересованности родителей. Но, однозначно, ни один ребенок не остается на прежнем уровне после занятия на айтрекере, этот гаджет у меня как палочка-выручалочка на занятиях. А это потому, что я научилась использовать его как универсальный инструмент в нашем технологическом мире, - рассказала Ольга Унгуряну, логопед-дефектолог в проекте "Учись глазами" благотворительного фонда "Близкие другие".

Наталья Касперская: Неизвестно, кто делает вербовочные подходы к программисту, находящемуся за границей

Родители детей с особенностями развития из разных городов и НКО ведут сейчас активную работу по признанию айтрекера техническим средством реабилитации.

- Мы пытаемся достучаться до руководителей специализированных центров, до социальных структур. Необходимость айтрекера очевидна. Расскажу о его эффективности. Когда я прихожу с сыном к врачам, они говорят, что он ничего не понимает. Установили айтрекер. Оказалось, ребенок знает, где право, где лево, знает буквы, по надписям к картинкам находит карточки с тем же словом! Он не просто угадывает, он именно читает и показывает. Другой пример - мальчик Влад, 13 лет, ДЦП. Он поступил учиться на программирование. Помимо этого, он монтирует видео, работает в графическом редакторе, ведет блоги. Все это он делает глазами, - рассказала Ольга Ионкина, создатель проекта "Я хочу говорить".

Как говорят эксперты, остается ждать признания айтрекера ТСР, тогда будет больше внимания уделяться методической стороне, а программные разработки уже есть, притом на высоком уровне. Ведь создавал их человек, не понаслышке знающий о трудностях коммуникации с миром.

Здоровье Образование Семья и дети Санкт-Петербург