Надежду Подрезову из Каргополя, к примеру, мы застали на катке - русский сарафан, коротенькая душегрея и фигурные коньки смотрелись на моднице очень стильно! А вообще Надежде не нужен специальный повод, чтобы достать из шкафа народный костюм.
- Если за окном солнышко, настроение хорошее, а на душе птички поют, надела сарафан - и пошла. Легко, свободно, комфортно, - рассказывает спецкору "РГ" каргополочка. - Прохожие иногда интересуются, какой сегодня праздник? А в прошлом году для круиза по Волге я специально сшила бязевые рубахи и сарафаны - на теплоходе только в них и ходила. Окружающим нравилось! В волжских городах ко мне даже подходили местные жители и просили с ними сфотографироваться.
Надежда и замуж четыре года назад выходила в традиционной каргопольской "парочке". То есть в широкой юбке и кофте-"казачок", сшитых из одинаковой ткани.
- В народных костюмах на нашей свадьбе были все - я, муж Сергей, гости. Правда, муж сам себе брюки сшил, а подружек уже я наряжала, - рассказывает Надежда.
Народную одежду она делает более современной - убирает излишнюю длину, например, а специально для мобильника пришивает к талии сарафана маленькую деревенскую сумочку-"лакомник" (наши прабабушки носили в них угощение для малышни).
Тем временем Надежда Баландина из Вельска нашла в соседнем районе и установила дома настоящий ткацкий станок. На нем даже надпись мастера сохранилась: "Андрей делал. 1908 год". Монументальный деревянный агрегат занял целую комнату, но он позволяет вельчанке ткать себе и друзьям узорчатые пояса, браные вставки для рубах, сумки-"лакомники". Кроме того, мастерица шьет летние и зимние, городские и деревенские наряды Поважья XIX века.
Мастерицы только успевают заказы принимать: суперпопулярны в Архангельской области мужские рубахи-косоворотки, а городские модницы, в том числе из Москвы, быстро разбирают сарафаны. Мода на северный костюм шагнула и в столицы, и часто "пассионариями" становятся горожане с северными корнями.
- Я чувствую себя комфортно в этой одежде, и мне очень приятно постоянно получать комплименты! - призналась "РГ" юная петербурженка Арина Булатова, для которой архангельская бабушка шьет наряды с народными мотивами. - Мне не нужен особый случай, чтобы красиво нарядиться. Кстати, народную одежду не так сложно сочетать с современной: иногда достаточно особым образом повязать или надеть платок, чтоб создать необычный образ.
Дизайнер Анна Злотко рассказала,что такое долгорукавка:
- Это длинная женская рубаха из шелка, льна или тонкого домашнего холста. Рукава ее доходили до конца подола сарафана, но бывали длиной и в три метра. В деревне долгорукавки считались одеждой праздничной, а потому надевались с сарафаном или душегреей в торжественные дни. Белые долгорукавки - во время девичника, когда невеста прощалась с девичьей жизнью. Как раньше было принято говорить, "убивалась". Поэтому долгорукавки назывались и "убивальницами". Сидя за столом, невеста всплескивала рукавами своей рубахи и пела печальные песни.
Поклонники народного стиля поневоле становятся архивными "археологами" - ищут старые фотографии, книги, документы о народных костюмах. Чем, к примеру, красили кофточки, чтобы добиться голубизны - васильками или черникой? Или почему молодухи повязывали платок "на кромку", а бабы - "на уголок"? Или вышивка, стиль которой в каждом районе Севера разный: в Каргополе, оказывается, рубахи вышивают стежком "мышиная тропка", а в Онеге - стебельком.