Не сократить, а сохранить
Обращение к губернатору подписали известные экологи, среди которых академик и члены-корреспонденты РАН, профессора Московского и Пермского госуниверситетов, представители Ассоциации директоров заповедников и национальных парков "Заповедная Россия", эколого-просветительского центра "Заповедники", Российского общества сохранения и изучения птиц. Ученые ссылаются на обнародованные в СМИ сведения о том, что правительство региона поддержало инициативу арендаторов лесных участков и сейчас прорабатывает вопрос о значительном сокращении площадей самых ценных региональных заказников - Белозерского, Шатровского (до 80 процентов) и Юргамышского (до 50). По мнению ученых, такие шаги приведут к существенному ухудшению состояния ценных природных комплексов.
Более того, подобные меры нарушают законодательство, ведь леса на таких территориях относятся к категории защитных, изменение их целевого назначения возможно лишь в исключительных случаях. Подписанты обращают внимание и на то, что заказники созданы в целях сохранения ценных объектов животного мира, относящихся к таежным видам и включенных в Красные книги РФ и Курганской области - лося, сибирской косули, рыси, орлана-белохвоста, беркута, бородатой неясыти, чернозобой гагары и других. Сокращение территорий заказников приведет к интенсификации рубок леса (в том числе сплошных), то есть к разрушению среды обитания краснокнижных животных и птиц.
Пострадать могут ценнейшие природные сосновые боры. И, хотя в качестве компенсационной меры предлагается расширение других заказников (Макушинского и Сафакулевского), это не возместит ущерб природе, потому что они находятся в иной природной зоне - южной лесостепи.
Ситуация встревожила не только экспертов, но и широкую общественность, поэтому "РГ" обратилась за разъяснениями в региональный департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов. На официальный запрос редакции в ведомстве сообщили, что обращение ученых находится на рассмотрении, а послужившая поводом для него информация СМИ о сокращении площадей государственных природных заказников Курганской области "не является объективной". Не опровергли и не подтвердили - и никаких подробностей.
Денег ни больше ни меньше
О том, как сейчас обстоят дела на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в Курганской области, глава департамента Олег Поршаков на днях докладывал на заседании аграрного комитета облдумы. Про уменьшение заказников он не сказал ни слова, наоборот, отметил, что в прошлом году за счет восстановления ранее сокращенных участков их площадь даже увеличилась - на 21 130 гектаров.
В целом сеть ООПТ регионального значения включает 21 государственный природный заказник и 99 памятников природы регионального значения, два охраняемых природных комплекса и один охраняемый природный объект местного значения. На 1 января 2023 года общая площадь ООПТ составила свыше 500,8 тысячи гектаров, или 7 процентов территории области. Всем, кто обеспечивает режим особой охранной зоны, в том числе 24 лесопользователям, шести пользователям водных биоресурсов, трем недропользователям и 25 органам местного самоуправления, вручены охранные обязательства.
По мнению участников обсуждения, на охрану ООПТ выделяется недостаточно средств. В частности, привели пример с Куртамышским природным комплексным (ландшафтным) заказником, в котором зверей скоро вообще не останется - всех уничтожат браконьеры. Одному егерю с ними не справиться. Нарушители отлично знают положение дел, поэтому чувствуют себя на охраняемой территории вольготно.
Глава департамента признает: возможно, средств действительно недостаточно, но финансирование, несмотря на все сложности, не уменьшается. В прошлом году природопользователи, в том числе арендаторы и муниципалитеты, потратили на охрану и благоустройство ООПТ свыше 5,2 миллиона рублей. И с браконьерами борются: в 2022-м в полицию подано 10 заявлений, по шести возбуждены уголовные дела, по четырем идут проверки. По результатам выездных обследований территорий памятников природы выявлено 145 нарушений.
Электропастух в лесу опасен
Олег Поршаков подчеркивает: заказники создавались без изъятия земель у пользователей, поэтому на их территории ведется сельское, лесное хозяйство с ограничениями, установленными режимом особой охранной зоны. К сожалению, при этом не обходится без конфликтов. В нынешнем году, например, на отдельный контроль взято согласование мест выпаса сельскохозяйственных животных на территории заказников с использованием электропастухов.
Кстати, о вреде электроизгородей для заказников еще в 2021 году писали ученые Института степи Уральского отделения РАН (Оренбург), побывавшие с экспедицией в южных степных и лесостепных районах Зауралья. Они подчеркивали, что использование электрической изгороди приводит к деградации растительного покрова и ухудшению условий миграций диких копытных. А в целом экспедиция пришла к неутешительным выводам. В опубликованном на сайте института отчете ученые просили обратить внимание на то, что в южных районах Курганской области в пределах памятников природы и природных заказниках ведутся якобы выборочные, но на деле сплошные рубки, огневая чистка лесосек, промышленная добыча биоресурсов на соленых озерах, распашка старовозрастных залежей с уничтожением местообитаний стрепета. Вот такое "хозяйствование с ограничениями". Вопрос: видели ли этот отчет в департаменте и как отреагировали?
Тем временем
В Госдуме на рассмотрении сейчас находятся поправки в статью 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающие возможность упразднения ООПТ регионального значения, а также изменение их границ в порядке, установленном законом субъекта РФ, если это будет необходимо для реализации, например, значимых проектов в области социально- экономического развития. Экспертный совет по заповедному делу выступил против принятия документа в такой редакции. Как пишут ученые в заключении на законопроект, под видом значимых могут реализовываться практически любые коммерческие проекты, если в них будут заинтересованы органы власти субъектов РФ. Дискуссия продолжается, отзывы, предложения и замечания по законопроекту можно направить в комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды до 31 марта 2023 года.