02.03.2023 12:45
Мурманская область

Почему местным производителям невыгодно работать с федеральными торговыми сетями

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №42 (8987)
В Совете Федерации подготовлен законопроект, согласно которому федеральные торговые сети будут обязаны работать с региональными поставщиками и выделять определенное место под товары местных производителей. Каналы сбыта, которые позволяли реализовывать свою продукцию малым и средним региональным предприятиям, продолжают сужаться. По данным Совета Федерации, в 2022 году в общем обороте российской розничной торговли более чем 39 процентов приходилось на долю федеральных сетей, которые предпочитают работать с крупными поставщиками продуктов и практически игнорируют мелких и средних. Для сравнения: в 2009 году доля федерального ретейла в общем обороте розницы составляла чуть более 15 процентов.
Сегодня покупателям приходится выискивать на полках товары местных поставщиков. / Евгений Одиноков/РИА НОВОСТИ
Читать на сайте RG.RU

Ранее, до массового захвата рынка федеральными сетями, местные производители имели надежные каналы сбыта - в основном через собственные торговые точки, мелкие продуктовые магазины и рынки. Но сегодня мелкая торговля почти полностью "убита" крупными сетями, и региональным продуктам очень тяжело найти стабильный сбыт, хотя у регионов есть достижения по качеству определенных групп товаров, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Практически все опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты соглашаются с необходимостью данного шага. Розничная сфера крайне нуждается в гибком и адекватном государственном регулировании, поскольку сбытовые возможности у малого и среднего регионального бизнеса несравнимы с возможностями федеральных сетей. Если местные производители делают ставку на качество и индивидуальные черты региональных брендов, то федеральный ретейл интересует максимальный товарооборот, который способны обеспечить лишь крупные поставщики. Качество при этом не играет определяющей роли, важна лишь минимальная цена, чтобы привлечь покупателей.

Однако одного законодательного обязательства продавать местные товары мало, добавляют представители отрасли. В частности, необходимо не только обязывать ретейлеров выставлять местные продукты - это уже давно делается. Необходимо регулировать сами взаимоотношения местных поставщиков и торговых сетей, так как сети сегодня полностью доминируют над своими контрагентами-производителями.

- Возьмем местное мурманское предприятие с несколькими сотрудниками, производящее печень трески, и московскую компанию с двумя тысячами работников, - говорит Александр Мананников, владелец мурманского предприятия "Фреш Фиш". - У москвичей гораздо больше возможностей предоставлять сетям отсрочку по оплате поставленного товара. Если, например, у товара срок годности три месяца, то и отсрочка может составлять такой же срок. Для мурманского предприятия это просто неподъемно. Был случай: один из наших партнеров работал с торговой сетью, поставлял им лосося со сроком годности 14 дней. Сеть брала у предприятия партию за партией, но заплатила за товар только через два месяца, накопив серьезную дебиторскую задолженность. Это встречается сплошь и рядом, производители постоянно испытывают из-за подобных отсрочек дефицит ликвидности.

Падение цен на огурцы вызвало в России дефляцию

Еще одна проблема заключается в том, что торговые сети сами назначают цену товара, стремясь купить товар как можно дешевле, невзирая на качество, а продать как можно дороже. Наценка может достигать 50-100 процентов, а зачастую и больше. В частности, с этим столкнулся мурманский производитель рыбных пресервов - рулетиков из форели для запекания. Вначале предприятие выпускало пресервы из местного сырья и сбывало их через мурманские магазины. Товар пользовался хорошим спросом, несмотря на довольно высокую цену - 460 рублей за упаковку в 200 граммов. Затем предприниматель решил расширить торговлю и попытался для этого сотрудничать с федеральной торговой сетью, где рулетики из форели готовы были брать максимум по 180 рублей. Добиться такой цены можно было лишь при использовании низкокачественного китайского сырья, и такой товар вряд ли бы устроил покупателей.

Нужно не только обязывать ретейлеров выставлять местные продукты, но и регулировать взаимоотношения местных поставщиков и торговых сетей

- Одно время мы работали с небольшой торговой сетью, поставляли им консервы и разную соленую продукцию, - добавляет Александр Мананников. - Товар, который мы им поставляли по цене 1300 рублей за килограмм, они выставляли на продажу за 1899 рублей. Икру сельди, которую мы им привозили по 130 рублей за баночку, они продавали по 299 рублей. Очевидно, что оборот при такой цене будет минимален. Так и получилось - сеть состояла из пяти магазинов, и ни в одном из них за полгода оборот нашей продукции не достиг даже одного миллиона рублей. А расходы на доставку, документальное сопровождение и прочее были серьезные. Договор с торговой сетью у нас составлял 40 листов, там регламентированы даже такие мелочи, как размер коробки с товаром. Если в договоре прописана коробка размером 20 на 40, то в коробке 10 на 20 товар у тебя уже не примут. В итоге мы договор продлевать не стали. И даже если законопроект Совфеда будет принят, то региональный продукт при таких условиях доступнее не станет.

Продажи АвтоВАЗа в феврале выросли на 34%

По мнению эксперта, решение проблемы может быть только комплексным. Например, законодательно ограничить для сетей уровень наценки на продукцию. Такая попытка уже была: в Госдуму в конце ноября поступил законопроект, предусматривающий сокращение сроков оплаты продуктов питания торговыми сетями поставщикам до четырех-десяти дней. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) немедленно возразили, что в этом случае "ассортимент социально значимых продуктов питания может уменьшиться", а заморозить или сдержать рост цен на них не получится, так как увеличится логистическая нагрузка: чтобы быстрее реализовывать товар, ретейлеры станут чаще заказывать меньшие объемы продукции.

Еще один вариант - поддержка других каналов сбыта. По мнению Александра Мананникова, для мелких производителей был бы наиболее предпочтителен вариант обычных продуктовых рынков, которые могли бы создаваться при бюджетном софинансировании. Подобные рынки до сих пор действуют в Мурманске. Несмотря на то что условия там далеки от идеальных даже в санитарном отношении, они сохраняют стабильный поток покупателей. Кроме того, для раскрутки региональных брендов гораздо удобнее небольшие торговые предприятия, так как их легче оформить в узнаваемом стиле, который ассоциировался бы с конкретным городом или областью.

Прямая речь

Андрей Кутепов, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике:

- Хороший опыт совместной работы торговых сетей и региональных производителей существует, например, в Рязанской области и Санкт-Петербурге. Там в ряде магазинов ретейлеров выделены киоски, стенды и прилавки для продукции региональных производителей. Но обязанность торговых сетей делиться с ними трафиком потенциальных покупателей на данный момент отсутствует.

Мурманская область