И в 75 лет гость "Российской газеты" - член МОК, президент Федерации тенниса России не собирается отказываться ни от одной из многочисленных обязанностей, с которыми он отлично справляется.
Этот человек полон деловитости, доброжелательности, юмора и поразительного оптимизма. Верит в успех своих начинаний, и, возможно, поэтому если и проигрывает, то крайне редко. Его считают любимцем Фортуны. Но абсолютно всего в этой сложной жизни уроженец татарской деревеньки в Мордовии добился сам.
По Кубку грезили
Мы много говорили о наших победах. А какая лично для вас как тренера сборной была самой яркой? Не в 2002-м ли в парижском "Берси", когда, проигрывая перед последним днем французам 1:2, мы вырвали у них свой первый Кубок Дэвиса?
Шамиль Тарпищев: Угадали. Мы грезили. Мы мечтали хоть разок выиграть. Когда выиграли, первым дозвонился знаменитый наш теннисист Сергей Лихачев. Потом Олег Леонидович Корнблит - судья, фронтовик, в свое время генеральный секретарь Федерации тенниса России - сказал мне одну фразу: "Я боялся, что не доживу до этой нашей победы".
Тогда вы страшно рисковали. В третий день заменили лидера Евгения Кафельникова на юного Мишу Южного. И он проиграл первые два сета. Если бы вы только знали, как кляли вас наши журналисты в пресс-центре.
Шамиль Тарпищев: И знать не хочу. Миша добыл победу в пятом сете, а мы взяли Кубок. Вот самое яркое и счастливое.
Уже будучи старшим тренером, я ездил с ребятами по заграничным турнирам - обкатывал молодежь типа Чеснокова, Ольховского. Денег нет, брали с собой вяленую конину, она не портится. Спали в "рафике", какая там гостиница! И меня спрашивали: "У вас ничего нет, а ваши мальчишки всех обыгрывают. Как удается?" А мы стояли один за другого. Сейчас, с кем бы ни играли, мы - фавориты. И уже совершенно иная подоплека. Раньше нас никто не принимал всерьез, а сейчас все боятся.
Но было же и сокрушительное разочарование - матч Кубка Дэвиса с Беларусью в Минске.
Шамиль Тарпищев: В Минске был очевидный ляпсус. Слабая игра Сафина. Надрыв в психологии Южного: все считали, что он должен выиграть, на нем дикая ответственность. И я никак не мог его вывести из мандража. Все это действительно выглядело как худший матч. Но был в истории матч самый трагичный - с Израилем.
Это вы в Донецке играли?
Шамиль Тарпищев: Там, в 1984-м. С Израилем дипломатические отношения разорваны. Все боялись играть: все знали, что если проигрываем, то нас "закрывают". Состав у израильтян гораздо сильнее нашего. После второго дня проигрывали 1:2. Я тогда рискнул. Поставил Чеснокова, тогда 15-ю ракетку Союза, и он два матча выиграл. Идет пятый решающий матч: Александр Зверев - Перкис...
Зверев - отец того самого Зверева, что сейчас за Германию?
Шамиль Тарпищев: Да. И под конец у Зверева травма - надрыв связок голеностопа. Как между прочим и у меня: после футбола - нога в лангетке. Прихрамывая, с разрешения судьи добрался до Зверева. Надо ему перевязать ногу. Снимаю с себя бинты, перевязываю, шепотом спрашиваю: "У меня есть швейцарская таблетка, примешь - и какое-то время боли не будет, но есть одна опасность. Если не чувствуешь ногу, то дорвешь связки. Выбирай". Зверев говорит, что играть будет. И с приключениями, но выигрывает. А приехали в Москву - и нам не слова благодарности.
Медведев и его психология чемпиона
Если говорить о наших нынешних хедлайнерах, то все следят за экс-первой ракеткой мира Даниилом Медведевым. После не самого удачного выступления на Australian Open он выиграл три турнира подряд - вернулся в топ-10. Какие дальнейшие перспективы? Насколько реалистично говорить о возвращении на лидирующую позицию?
Шамиль Тарпищев: Я считаю, что в пятерке он будет. Джокович сейчас недосягаем для всех. Но вообще конкуренция стала острее. Семь-восемь игроков практически на равных. Загадывать, что в этом году Медведев поднимется выше, вряд ли стоит. Хотя по качеству игры, в плане совершенствования технико-тактических данных Даня выглядит даже лучше, чем когда был лидером рейтинга. Но пока он играет неровно. Нервная система не натренирована в силу пропуска из-за травмы и операции, всей этой нервотрепки. Я думаю, что, когда все придет в норму, он потихоньку доберется до пятерки.
То есть дело в психологии, не в физике?
Шамиль Тарпищев: Разрешите, остановлюсь на этой теме поподробнее. Если в Советском Союзе роли психологии отводилось три-четыре процента от общего результата, то сейчас во многих видах спорта этот показатель достигает 30 процентов, а в отдельных матчах и всех 90! Почему так? Потому что оптимизация тренировочного процесса - это цифры, которые можно просчитать. Единственное, что не просчитывается, это психология. Поэтому во многих видах спорта уже переходят на тренировки по психотипам.
У меня есть экспериментальная группа. Работаем уже два года. Приведу пример, чтобы вы понимали, о чем речь. Если с детства ребенок "агрессор", то есть у него слабая, но подвижная нервная система, которая не держит монотонную нагрузку, очевидно, что его надо вначале научить играть с лета. Потом, научившись играть с задней линии, он сразу полезет вперед, будет заканчивать розыгрыш в два-три удара - как раз так, как ему по душе. А если делать наоборот, как весь мир и тренирует, начиная с задней линии, вперед он уже не пойдет, даже если захочет, потому что там играть он попросту не умеет. По такому принципу можно у каждого человека найти те доминанты, которые надо последовательно тренировать. Будущее за этим.
У вас недавно и книга вышла с характерным названием "Стресс рождает чемпионов. Загадки спортивной психологии"…
Шамиль Тарпищев: Я в свое время перенимал опыт у Леонида Гиссена, серебряного призера Олимпийских игр в гребле, доктора психологических наук. Когда я стал старшим тренером сборной, в которой все были старше меня, мне стало ясно, что надо учиться, чтобы ребятами управлять. Два года сидел с Гиссеном рядом, наблюдал за его экспериментами, занимался этой темой - состояние стресса в спорте.
Если вернуться к разговору о Медведеве, то его плодотворную работу с психологом много обсуждали на волне успеха на US Open-2021, где он взял титул. Как сейчас обстоят дела? Исходя из вашего опыта, что нужно Даниилу?
Шамиль Тарпищев: У Медведева мобилизация нервной системы хорошая. То есть - в худшей ситуации он играет лучше. Например, рискует и попадает. Однако Даниилу не хватает стабильности. Он по психологии довольно ранимый. Поэтому я и говорю о нетренированности нервной системы. Он играет здорово, а потом идет спад и ряд ошибок. Да, у Медведева чемпионская психология. Но есть нюансы и особенности. Их надо знать и учитывать. А в ментальном плане у него все нормально.
А как оцените стиль игры Медведева? Стоит ли что-то менять, чтобы соперники не успевали подстраиваться? Он очень далеко стоит за задней линией. Те, кто выходит к сетке, получают преимущество.
Шамиль Тарпищев: Надо не стиль менять, а приобретать другой. Есть такой закон в теннисе. Я выхожу на корт и играю в свой любимый теннис. Но, если он не приносит успеха, я должен сыграть в любой другой, который поможет победить. Медведев - интеллектуал. Только ему надо приобрести тактику быстрого нападения, моментального выхода к сетке после подачи, игры с лета, чего у него нет в арсенале.
Вы видите, что он сам осознает эти недостатки?
Шамиль Тарпищев: Он умный и пытается их исправлять. Но вся беда в том, что наигранности в этой ситуации у него нет. А любой человек в стрессовой ситуации делает то, что у него лучше получается. Это как раз недостатки того обучения в молодом возрасте, о котором мы говорили ранее.
У Рублева нет плана "В"
А что у Андрея Рублева? Вроде бы на Открытом чемпионате Австралии он дошел до четвертьфинала, уступив лишь гениальному Джоковичу. Но потом череда турниров с вылетом в первом круге. Что это было?
Шамиль Тарпищев: Чем хорош Рублев: он агрессор по натуре. Не устает, не чувствует усталости. Но есть и другая сторона. На тренировках он вообще камикадзе. Андрей сыграет, допустим, пятисетовый матч и идет тренироваться. Я его все время останавливаю. Перетренированность - верный путь к травматизму.
Второй момент: у Рублева нет плана "В". Он все время делает ставку на свой агрессивный стиль с моторной задней линией. В то же время у него нет второй подачи, которая должна быть у лидера. Если у Андрея процент первой подачи меньше 70, то со второй его забивают. Соперники привыкли к его стилю и уже знают, что делать. Но это все идет от дефектов в детском воспитании.
Все стараются играть на том уровне и тем стилем, который им нравится. Отсюда появляются удобные и неудобные соперники. Но если ты, как Джокович, в разных точках можешь играть крученым, резаным и плоским мячом, и играешь точно, то у тебя неудобных соперников не будет. Обучить этому можно только до 16 лет. Потом уже игроки держатся за результат. И это не только наша проблема: в западных академиях та же ситуация. Кроме того, мешают родители, которые хотят быстрого результата и засовывают своего ребенка в соревнования.
Давайте о нашей третьей ракетке, Карене Хачанове. Поправьте, если мы ошибаемся, но с 2019 года Карен не может обыграть никого из топ-10. Это уже больше 25 игр. Снова говорим о психологии?
Шамиль Тарпищев: Это недостаточность тренировочного процесса. Во-первых, во время пандемии Карен много пропустил, потому что все время проводил с семьей. Он прекрасный семьянин, тут нет вопросов, и тем не менее. Во-вторых, в теннисе есть такая проблема, что лет в 18 игрок сам покупает себе тренера. И если игрока что-то не устраивает, то он тренера увольняет. А наши не могут без того, чтобы тренер их заставлял заниматься. Теннис любит, когда играют через не могу. Ты не можешь "отстояться". Раз-два отстоялся, и ты уже ни то ни се. Когда в прошлом году Карен начал работать со своим нынешним тренером, который заставляет, я сразу сказал, что в этом сезоне Хачанов должен быть в десятке.
Наших надо заставлять
Ренессанс нашего мужского тенниса - это стечение обстоятельств или плоды работы некоей системы? Как оценить темпы развития тенниса в нашей стране? Уже можно разглядеть, есть ли смена Медведеву, Рублеву, Хачанову?
Шамиль Тарпищев: Во-первых, звезды не рождаются каждый день. В любом виде спорта. То, что звезды есть, это однозначно. Но любой талант требует упорной работы. Сейчас я могу сказать, что плеяда Юткин, Скворцов - хорошие ребята и талантливые. Но довести талант до первых номеров рейтинга чрезвычайно сложно. Слишком много сопутствующих факторов. Это и логистика: из Москвы особо не налетаешься. Плюс тренера с ними не отправишь: у нас нет таких тренеров, которые по полгода могли бы сопровождать парня в 16-17 лет. У тренера есть работа. А если он уехал, его уволят, и через полгода работу ему уже не найти. А молодежь у нас специфическая. Ее все время надо заставлять. Исторически наши не привыкли работать самостоятельно. Вот почему довести талант до уровня звезды - титанический труд.
По поводу тренерского ремесла. Наш Дмитрий Турсунов по окончании карьеры стал тренером и уже вывел нескольких девушек в топы. Как оцениваете его работу? И, может, знаете, почему он не работает с россиянками?
Шамиль Тарпищев: Он очень дорогой тренер. Он же тренер WTA. Там ищут, с кем ему работать, и платят ему деньги. Я ему предлагал у нас работать. Он не захотел. Но не потому, что не хочет здесь быть. Просто здесь все время нужно что-то доставать. Корты все забиты, погоды нет. Муниципальные корты у нас в считаных местах. Академия Самаранча? Сколько надо кортов, чтобы сто человек заиграли? Раз в пять больше, чем существует сейчас.
Шамиль ТарпищевНа Соболенко показал мне Лукашенко
Мы уже потихоньку перешли к женскому теннису. Касаткину вы упомянули. Есть еще Кудерметова, которая 11-я в рейтинге, в топ-20 входит Александрова… Но, кажется, не хватает нашим девушкам стабильности. Чего от них сейчас ждать, как высоко они могут подняться по рейтингу?
Шамиль Тарпищев: Считаю, что Самсонова вполне может быть в топ-5. Она более стабильна психологически. А вообще ситуация такая: девочки, человек 15, более или менее играют на одинаковом уровне. Выделяется Швентек: в ближайшие года 3-4 она будет первой, потому что умеет все. И оснащена лучше, и нервная система у нее крепкая. А остальных объединяет то, что им не хватает разнообразия в игре.
Мы радуемся успехам не только своих, но и белоруски Арины Соболенко, которая выиграла титул в Австралии. Что про нее скажете? Ждать от нее еще больших побед или это звезда одного турнира, как нередко бывает, особенно в женском теннисе?
Шамиль Тарпищев: Соболенко я впервые близко увидел в рамках Кубка Федерации, когда сборная Беларуси принимала американок в Минске. И там мне Лукашенко говорит: пойдем, покажу тебе девочку, которая в будущем выиграет крупный турнир. Арина очень мощно подавала. Наверное, на это Александр Григорьевич и намекал, когда предрекал ей большое будущее. Я с ним, кстати, тогда согласился. Правда, имелся один брак технический, от которого она в прошлом году избавилась. Двойных ошибок у нее было полно.
Сафин не доиграл
У вас есть любимые теннисисты?
Шамиль Тарпищев: Любимые бывают по человеческим качествам, а если брать чисто игровой аспект - то это работа.
Кого считаете лучшим из тех, кто уже закончил?
Шамиль Тарпищев: Был такой Игорь Пилипчук из Львова. Играл в начале 80-х. Казался самым талантливым, но потерялся. Ставший великим Лендл был тогда первой ракеткой мира по молодежи. Пилипчук сидит в баре, пьет пиво. Подходит Лендл: "Пошли, нам надо играть". Пилипчук ему: "Сейчас шестую бутылку допью и пойдем" (смеется). Вышел и убрал Лендла, как будто того и не было. Но он растворился в алкогольном тумане, а Лендл - сами знаете. Очень жалко Сафина, он не доиграл. Марат не был стопроцентным спортсменом, скорее - художником. Его надо было заставлять. Если бы он пахал как Рублев, был бы 6-7 лет на месте Федерера.
Кто был вашим любимым игроком в прошлом? Из действующих теннисистов чей матч не пропустите?
Шамиль Тарпищев: Когда я играл, был Илие Настасе, который за один год взял три "Шлема". А из нынешних - Джокович. Считаю, он сильнее всех - и Федерера, и всех остальных. Почему? Вот кто из топ-100 теннисистов раньше начинает двигаться на мяч. Мяч же летит с той стороны. Все говорят: "мяч над сеткой, начало замаха, мяч касается пола - начало удара". Новак начинает двигаться на мяч, когда он еще до сетки с той стороны не долетел. Интуиция.
В теннисе переключается голова
За счет чего теннис может выиграть конкуренцию у других видов спорта за симпатии аудитории - тех же детей, подростков?
Шамиль Тарпищев: Недавно проводили в Великом Новгороде "Большую шляпу". Как обычно, было немало известных людей из разных сфер - политики, творческие люди, космонавты. Первое, что гости отмечали: в теннисе переключается голова, и ты забываешь обо всем. И, естественно, начинаешь увлекаться в процессе.
А вот средний возраст болельщиков в теннисе, по последним наблюдениям, вырос под 60 лет. Молодежь не может сидеть пять часов и смотреть игру. Звучат предложения сделать из пяти сетов семь до счета 4:4. Поменяли правила игры в Кубке Дэвиса: было пять сетов, стало три. Но мне трехсетовые матчи вообще неинтересны. Я не успею ничего сделать в течение трех сетов, если что-то идет не так. А пять - это картинка, история, книга. В пяти партиях можно проигранный, мертвый матч достать.
Сразу вспоминается, как Чесноков победил немца Штиха, отыграв девять матчболов.
Шамиль Тарпищев: Помню, Чесноков в Аргентине вышел на корт без ракеток. Забыл их в раздевалке (смеется). Еще с ним интересная история была в Новой Зеландии. Приходит в отеле в номер, включает телевизор и видит… что его соперник уже вышел на корт. А до стадиона километра три! Бежит туда и успевает. В теннисе как: если судья сел на вышку, игрока нет, три минуты - тебе поражение. Но Андрей добежал. Выиграл матч, четвертьфинал. На пресс-конференции у него спрашивают: "Вы можете объяснить, почему опоздали?" Он отвечает: "Если бы не было трафика, я добежал бы быстрее". Вторая ситуация - 1985 год, Аргентина, Чесноков против Клерка, пятое решающее очко. Уступил в двух первых сетах, и 1:2 в третьем. Я чувствую, что у Клерка начинаются судороги. У Чеснокова ведь просто так ни один розыгрыш не выиграешь, он все доставал. Когда говорили, что у Андрея здоровье как у лошади, это был большой комплимент лошади. Так вот, я кричу Чеснокову: если ты сейчас возьмешь гейм, победишь в матче. Гейм играли 23 минуты, берет Андрей. Затем третий сет остается за ним, четвертый. Из-за темноты встречу переносят на следующий день. Утром я его разбудить не могу. Трясу его и говорю: "Давай быстрее, разминаться надо". Он мне: "Что вы волнуетесь? Уберу я его". А дальше текст такой: "Шамиль Анвярович, а после игры мы в магазин за марками успеем?" Он марки коллекционировал. Вышел, 6:2 победил. Вот натура.
Юбилей на корте
Давайте о личном. Мы знаем, что в силу разных непростых жизненных обстоятельств вы воспитывали двоих сыновей - Амира и Филиппа. Где они сейчас? Амир вроде бы теннис не бросает…
Шамиль Тарпищев: Амир мог бы играть. Он в детстве был быстрый и выносливый одновременно, по-сумасшедшему бегал. В 14 лет много побеждал на своем уровне. Но не повезло - катался на сноуборде, сломал руку в локтевом суставе. И все. Сейчас он директор мужского Кубка Кремля. Филипп работает в Москве во ВНИИФКе (Всероссийский Научно-исследовательский институт физической культуры).
У вас же ведь еще дочка Алина. Можете о ней рассказать?
Шамиль Тарпищев: Алине 14 лет. Я ее не тянул в теннис, но она фанатично предана игре, очень хорошо чувствует мяч. Сейчас ее не нагружаю, потому что она за полгода сантиметров на 15 выросла. Рост 178. Рано пока загадывать, как у нее все сложится.
Где будете справлять юбилей?
Шамиль Тарпищев: Шестого марта еду в Саранск, где пройдут Всероссийские соревнования среди юношей и девушек возраста до 17 лет, все наши сборники выступают. 11-12 марта состоится традиционный турнир "Большая шляпа" с участием профессионалов и любителей. Соберутся мои близкие, друзья, коллеги. А 13-го стартует "Кубок главы Республики Мордовия". Полноценный сбор для молодежи получается. Отметить день рождения в таком спортивном ритме и есть лучший праздник.
Подготовили: Анна Козина, Николай Долгополов, Илья Соболев, Артур Нанян
"Деловой завтрак" с президентом Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым