"История Моцарта и Сальери, - отмечает режиссер вахтанговского спектакля Анатолий Шульев, - это не только исторический эпизод, это уже почти миф, который поднимает много важных вопросов. Каждый рано или поздно спрашивает себя: как стать счастливее, чем наполнить свою жизнь, чтобы она имела смысл, и что останется после нее. Поэтому я уверен, что каждый зритель найдет в этом спектакле что-то для себя",
В главных ролях - ведущие артисты вахтанговской труппы: Виктор Добронравов (Моцарт) и Алексей Гуськов (Сальери), с которым мы и побеседовали накануне премьеры.
Алексей Геннадьевич, как возник "Амадей" в вашей жизни? Легко ли вы согласились на роль Антонио Сальери?
Алексей Гуськов: Моцарт - один из трех самых знаменитых композиторов всех времен и народов, вместе с Бетховеном и Бахом. Его оперу "Дон Жуан" философ Кьеркегор называл совершенством музыкального творчества. И я думаю, что любой музыкант хотя бы однажды исполнял что-то из Моцарта. Произведения его окружают нас с самого детства. Если же говорить о пьесе, то она появилась в моей жизни, когда я только оканчивал Школу-студию МХАТ, - как раз в тот момент был поставлен спектакль с Олегом Павловичем Табаковым в роли Сальери. Потом уже я посмотрел фильм Милоша Формана "Амадей".
Что касается моего согласия сыграть роль Сальери, то для меня сначала было важно поговорить с режиссером спектакля и обсудить с ним, о чем будет этот спектакль, что мы хотим сказать зрителю сегодня, чем я могу с ним поделиться. Потому что пьеса британского драматурга Питера Шеффера написана больше сорока лет назад. В Вахтанговском идет сценическая версия Сергея Плотова. Важно понять, чем эта история может быть интересна сейчас.
Вахтанговский "Амадей" - это знакомая всем "маленькая трагедия", где в центре все тот же пушкинский вопрос о совместимости гения и злодейства? А что для вас стоит за этим вопросом?
Алексей Гуськов: Мы попытались рассказать историю чуть шире, чем взаимоотношения двух соперников. В том числе поговорить о творчестве, потому что Сальери был великим преобразователем оперы, чрезвычайно высоко оцененным современниками, и было время, когда его музыка звучала громче, чем музыка Моцарта.
Мы все помним строчку Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." - и вот эта тема источника вдохновения, которое Моцарт находил в жизни, практически поднимая с пола, меня всегда очень интересовала. Потому что музыки нет без вдохновения, но ее нет и без ремесла. И это тоже тема Моцарта и Сальери.
В чем боль Сальери? И что его на самом деле мучит - зависть к Моцарту или конфликт с Богом? Ведь сделка - праведная жизнь в обмен на возможность стать знаменитым композитором - ему не удалась...
Алексей Гуськов: Я однажды прочел у Сомерсета Моэма, что человек складывает свои отношения с Богом исключительно из собственных упований. Сальери поступил так же, как делаем мы все, когда в церкви обращаемся к Богу с просьбой и обещаем ему что-то взамен. Гете - современник Сальери, тоже, кстати, очень высоко ценивший его оперы, написал "Фауста", где речь шла о сделке с дьяволом. Но сделка с Богом, на мой взгляд, невозможна. Потому что Бог ни в чем не нуждается, у нас нет ничего, что могло бы его заинтересовать. Поэтому Сальери сам придумывает себе сделку с Богом и сам в нее верит. Более того, он следует условиям этой сделки очень долгий период жизни - пока не встречается с Моцартом.
Вы заметили как-то: главная ошибка Сальери в том, что он сам придумал себе жизнь. В то время когда Моцарт эту жизнь - жил...
Алексей Гуськов: Жизнь - самое ценное, что у нас есть. И отгораживаться от нее, сознательно лишать себя ее радостей во имя какой-либо идеи - все равно что идти против Бога. Бог эту жизнь создал, Он и есть - жизнь. К сожалению, осознание ошибочности своих иллюзий пришло к Сальери слишком поздно.
А Моцарт? Какой он - у вашего партнера по спектаклю Виктора Добронравова?
Алексей Гуськов: Моцарт никаких сделок не заключал, он просто умел этой жизни радоваться. Я думаю, он прекрасно понимал, что является инструментом в руках Бога. Что же касается трактовки образа Моцарта Виктором Добронравовым, то, безусловно, его Моцарт гораздо глубже и осознанней незрелого подростка, каким иногда представляют композитора.
В спектакле много музыки. Но опять-таки - справедливо? Моцарта много, а Сальери - всего одна композиция. Если же говорить серьезно, насколько музыка помогла вам понять, приблизиться к своему герою?
Алексей Гуськов: Выбор музыки обусловлен драматургией, это ведь музыка Моцарта мучила и преследовала Сальери, а не наоборот. Но, если действительно говорить серьезно, то музыка Сальери стала для меня большим открытием. Арии из его опер исполняют сопрано всего мира, его опера "Данаиды" на слуху у всех музыковедов, а его бюст стоит в опере Гарнье в Париже.
Ваши герои в спектакле погружаются в свою эпоху? Не было искушения перенести их, как это модно, в наши дни?
Алексей Гуськов: Костюмы будут стилизованы, но, конечно, с учетом деталей того времени. Театр - это ведь не музей. Поэтому даже давнюю историю, глядя на нее из сегодняшнего дня, интереснее всего рассказывать современным языком.
Кстати
Алексей Гуськов дважды принимал участие в онлайн-кинофестивале "Дубль Дв@", который проводит "Российская газета".
В 2016 году он получил приз за лучшую актерскую работу в фильме Виктора Демента "Находка", а в 2019-м в главном конкурсе участвовала картина "Вечная жизнь Александра Христофорова", где Алексей Гуськов сыграл главную роль.