Инопланетяне Сидоровы
Съемки сериала "Сидоровы" по сценарию нейросетиВ результате нас ждет ситком "Сидоровы" - "история среднестатистической семьи Сидоровых, которые ругаются, шутят, решают бытовые проблемы, но в какой-то момент подмечают, что они не могут покинуть картину и постоянно слышат закадровый смех". То есть они попали в мир типового сериала, где в кадре творят глупости, а за кадром рыгочут. Схема безусловно занятная, вопрос только в том, куда качнутся творческие качели - в сардоническое пародирование сериальной халтуры, или все будет всерьез, как в фильме ужасов.
Исполнитель роли отца семейства актер Георгий Дронов ("Воронины") считает происходящее смелым экспериментом. Но опасается, что искусственный интеллект может лишить его работы: "Продюсеру ведь так удобнее - купил программу, запустил ее и работаешь. Актеры-роботы не капризничают, кормить их не надо, да и рабочий день у них может быть по двенадцать часов в сутки".
Новая роль Марлен Дитрих
Опасения не так абсурдны. Еще на заре века, когда на экранах Каннского фестиваля засветился первый Шрек, актерская братия заговорила о том, что цифровые герои могут стать выразительнее живых. Уже тогда никого не удивляло, что Фред Астер в рекламном ролике танцевал с суперпылесосом-99, Мэрилин Монро признавалась в любви к "Шанель № 5", а Джон Уэйн восхвалял новые сорта пива. Тогда же прошелестело известие, что умершая в 1992 году Марлин Дитрих подписала новый контракт на ближайшие 300 лет. Внук актрисы Питер Рива обещал вернуть "голубого ангела" в строй действующих киноактрис. Тогда же на ежегодной конференции по компьютерной графике Siggraph в Лос-Анджелесе был показан полуминутный ролик "ожившей Дитрих", - его создание заняло 10 недель. Так как обещания Ривы за эти два десятилетия не выполнены, по-видимому, новые Станиславские заявили новой Дитрих свое классическое "Не верю!".
Но ведь однажды поверят - вопрос только времени. Лаборатория Virtual Celebrity Productions (VCP) в Лос-Анджелесе, разработавшая искусственную систему компьютерного анализа актерской мимики, ведет работы по цифровому "клонированию" звезд, сводивших с ума поколения. А исполнительный вице-президент и генеральный менеджер компании Sony Pictures Imageworks Тим Сарнофф уже тогда прогнозировал приход виртуального лауреата "Оскара": "Кто знает, когда это случится - через двадцать лет или через пять! Но вот начнется паника, когда премия за лучшее исполнение мужской роли достанется компьютеру!"
Впрочем, и это уже давно не фантастика. Еще в 2000 году компьютерные "артисты" фильма "История игрушек-2" вчистую обыграли Джима Керри и отобрали у него "Золотой глобус". Они незаметно вошли в наше сознание, стали звездами и кумирами миллионов. Мы не видим особой разницы между Микки-Маусом, вручную нарисованным художниками Диснея, и мышонком Стюартом Литтлом из цифрового хита, но разница принципиальна. На кинорынке все успешней действуют легионы таких цифровых зверушек, ими сыграны главные роли в чрезвычайно успешных фильмах от "Звездных войн" до "Аватара".
Гунган против Чаплина
Конечно, соорудить шарнирного Гунгана проще, чем нового Чаплина: Гунган может лишь отдаленно походить на человека - Чаплин-2 должен быть абсолютно живым. А если мы получим просто робота в маске великого актера, смотреть нам на него будет неприятно - уж лучше тогда Гунган.
Стали рутиной сенсационные когда-то опыты по "клонированию" живых актеров на экране. Это особенно касается массовок и фоновых персонажей. В оскароносной "Елизавете", например, пышно разодетые толпы заполнили все необъятное Вестминстерское аббатство. Эти толпы вышли из горстки статистов, "размноженных" компьютерным способом, а само аббатство стало результатом дигитальной дорисовки. Точно таким же способом достигнут эффект грандиозного космического стадиона в сцене гонок из "Призрачной угрозы".
Другое дело - крупный план актера. Чтобы его получить, нужна совсем иная проработка деталей. Здесь все важно - и взгляд, и струение волос, и то, как ложатся складки одежды. Перед программистами стояла задача добиться, чтобы вся анатомическая структура виртуального героя работала так, как она работает у живого человека. И если художник-аниматор заставляет "актера" повернуть голову, то компьютер должен автоматически выдать на экран напряжение шейных мышц, изменение мускульных рельефов - так, как это происходит в жизни. Особенно тонки и разнообразны движения лицевых мышц - но именно они и составляют то, что мы именуем мимикой. А загадочно затуманенные глаза, а навернувшуюся слезу, а чувственную дрожь века - как все это оцифровать, не превратив в карикатуру? Все эти опасности, однако, были успешно преодолены, например, в "Ледяном сердце", где игра цифровых героев не менее выразительна, чем живых. У нас пока это не вполне удается: герой "Чебурашки" с целом неплох, но временами смотрится отдельно от окружения - чувствуется, что "впечатан".
Траектория ресниц
В мировом кино на помощь пришла разработанная в Бельгии система сенсорной проекции, которая позволяет переводить снятое на видеопленку лицо актера в трехмерную компьютерную модель. Инженеры из VCP приспособили ее для своих задач. Берется старый фильм с участием Марлен Дитрих. Через систему сенсорной проекции проходит кадр за кадром, и внутри каждого производится более пяти тысяч замеров. Если вспомнить, что в одну секунду перед нами на экране проходит 24 кадра, можно представить себе масштабы такой работы. Когда анализ закончен, надо определить и ввести в компьютер траекторию движения каждой черточки любимого лица, от уголков губ до изгиба ресниц. И когда компьютер будет знать о мимике кинозвезды решительно все, Марлен Дитрих сможет надеяться на новую роль. В партнеры ей можно пригласить американца Бастера Китона, француза Жерара Филипа и итальянца Тото. А живых актеров можно занять в массовке - виртуальные звезды великодушны и готовы каждому дать подработать. Такой увидел ситуацию директор по исследованию и развитию VCP Барнабас Такакс.
Еще более важна естественность поведения актера на экране - и это сфера интересов другой группы ученых. В исследовательском центре городка Санта Клара разработан программный язык, который позволяет аниматорам управлять персонажем, не заботясь о том, как при этом поведут себя его руки или бедра - новую Марлен надо будет только попросить пойти к окну, откинуть занавеску и загрустить, а натуральность ее поведения возьмет на себя компьютер.
Возможности этой технологии были продемонстрированы при создании спилберговского тиранозавра, который гонится за стаей мелких динозавров в фильме "Затерянный мир". Художникам достаточно было "сказать" динозаврам, что им очень страшно - и компьютер немедленно заставил всю стаю впасть в дикую панику. Точно так же была поставлена "актерская задача" перед свирепым тиранозавром - а выполнил ее он уже сам.
В кембриджской лаборатории штата Массачусетс конструируют анимационных киногероев, обладающих индивидуальностью и потому способных адекватно реагировать на поступки окружающих персонажей. В каждого заложено до сотни моделей поведения и к ним еще множество оттенков. Сочетания этих моделей и оттенков дают иллюзию полноценной реакции персонажа на жизнь. Компьютерный герой словно обрел мозг, который управляет его откликом на сигналы окружающей среды. Обидели человека - набычился, налился краской, полез ссоориться. Приласкали - размяг, впал в лирику, глаза просветлели.
Впрочем, идея поручить дигитальной Марлен Дитрих главную роль в новой мелодраме многим не показалась удачной. Вряд ли компьютер когда-либо сможет передать живую энергетику, загадочность и чувственность, которыми наделяла свои создания актриса. Компьютер всегда останется вычислительной машиной, а человек всегда будет непредсказуем. Есть и моральный аспект актерского "клонирования". Очень многие считают, что попытки оживить ушедших звезд есть серьезное нарушение их прав: артисты всю жизнь посвятили искусству, и никто не смеет что-либо добавлять к созданному ими. Так что актеры скорее всего никогда не останутся безработными, а компьютер поможет им только в том, что за пределами человеческих возможностей, - спрыгнуть со скалы в пропасть, сразиться с призраком, пройти в четвертое измерение.
Но караван тронулся и торжественно продолжает свой путь. Административный директор VCP Джефф Лотман туманно намекал тогда, что "одна большая студия" работает над сценарием, где наряду с ныне живущими актерами предусмотрено участие знаменитостей 40-х и 50-х годов. Чтобы приучить публику к невиданным зрелищам, умершие звезды поначалу сыграют самих себя - и только потом им будут поручены действительно новые роли. Родственники знаменитых артистов, по уверению Лотмана, относятся к этой идее вполне благосклонно. А и то, разве плохо заставить пра-прабабку снова кормить всю семью?
Драматрон как драмодел
Что касается искусственных драматургов, способных написать не только связный, но и занятный киносценарий, то еще в прошлом году в мировой печати прошли сообщения об экспериментах команды Стэнфордского университета по созданию "Драматрона", способного на основании заложенного в него задания написать драму для кино или театра с полной разработкой характеров, сюжетных линий, описанием мест действия и полноценными диалогами.
Конечно, этот "Драматрон" задуман лишь как помощник реального драматурга: заложишь в компьютер некую идею - получишь возможные варианты ее развития, остается только выбрать самый вдохновляющий и на его основании создать уже собственный шедевр.
Режиссер будущего сериала СТС "Сидоровы" Сергей Знаменский считает, что этот проект - возможность сказать свое слово. Потому что "в отличие от классических ситкомов здесь нет рамок и можно похулиганить". Режиссер верит, что может получиться абсолютно новый формат, особенно интересный молодой аудитории. Технологию творческого процесса он описывает так: "Берем ситуацию, которую написала нейросеть, и пытаемся своими человеческими методами и профессиональными качествами ее оправдать. Даже если в написанном нет логики, мы ее ищем и добавляем - поиграем на этой нелогичности".
Итак, без человека не обойтись. Потому что из этого яйца может вылупиться и гадкий утенок, и прекрасный лебедь - все зависит от интеллекта, но уже не искусственного. Будем ждать пришествия "Сидоровых" - скажут ли они новое слово в комедии. Ведь компьютер такая хитрая штука: что в него заложишь - то и получишь, только в монотонно геометрической прогрессии.