"Я - "Чайка". Как слышите? Прием..." С этим позывным 16 июня 1963 года мир услышал с далекой орбиты ее голос. Да, в этом году юбилей того исторического старта.
Генерал-лейтенант Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, записал тогда в своем дневнике: "По четкости и слаженности старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина... Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта".
Почти трое суток Валентина Терешкова провела один на один с неизвестным и враждебным космосом. До нее там побывали всего девять мужчин. В книге "Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг." под редакцией Героя России летчика-космонавта, доктора юридических наук Юрия Батурина, опубликован интереснейший документ - запись разговора Валентины по радиотелефону с Никитой Хрущевым. Он состоялся как раз в день старта. Вот выдержки из документа:
"Н.С.Хрущев: Я Вас очень хорошо слышу. Вас называют "Чайка". Вы мне разрешите Вас называть просто Валя, Валентина. Я очень рад и по-отцовски горжусь, что наша девушка, девушка Советской страны, первая и впервые в мире находится в космосе, владеет самой совершенной техникой… Я хочу передать приветствие - здесь со мной рядом находятся товарищ Брежнев, товарищ Микоян, товарищ Смирнов, товарищ Устинов - за нос себя потянул - и другие товарищи. Все, конечно, очень рады и горды… Мы сегодня обедали дома, у меня много было женщин за обедом, невозможно даже к ним подойти, все ходят с повышенным настроением и очень рады. Ворошилов даже мне позвонил.
- Помнишь, говорит, я всегда на всех приемах провозглашаю тост за женщин, вот теперь ты видишь, что женщины делают?!
…Москва и весь мир живет этими событиями. Конечно, мы горды за нашего товарища Быковского. Мы его поприветствовали. Но теперь Вы в паре в космосе, так сказать, ходите, и это большая гордость и большое счастье для всех народов, для всех наших людей, особенно для женщин, а женщин у нас больше, чем мужчин. Так что Ваша сторона теперь сильная". (АП РФ.Ф.52.Оп.1.Д.442.Д.1097-109. Неправленная стенограмма).
Для главного конструктора Сергея Королева проблемы "женщина и космос" не существовало. Он верил: это возможно. Вопрос был в другом: насколько безопасным окажется полет? Не повлияет ли он на жизненно важные функции женского организма? Скажем, на способность к материнству.
Полет Валентины Терешковой на корабле "Восток-6" стал полетом-доказательством. Чуть раньше Терешковой стартовал "Восток-5" с Валерием Быковским. Помимо всего прочего специалисты хотели "на параллелях" сравнить реакции на невесомость мужского и женского организмов. Но отличий обнаружили не так много. Разве что разница в аппетите оказалась приличной: почти все продукты из бортового пайка Терешковой оказались нетронутыми...
Многие детали первых космических полетов долго оставались засекреченными. Полет Валентины Терешковой не стал исключением. Так, скрывалось, что он проходил на грани огромного риска. Более того, мог закончиться трагически.
"Не один десяток лет я хранила тайну, поскольку меня об этом попросил Сергей Павлович Королев, - призналась Валентина Владимировна многие годы спустя на одной из редких своих встреч с журналистами. - Дело в том, что в автоматической программе корабля была допущена какая-то неточность, а скорее оплошность: он был сориентирован так, что вместо того чтобы осуществлять систему спуска, его орбита, напротив, поднималась. И я вместо Земли улетала "туда". Эту ошибку в первые же сутки я заметила и доложила Сергею Павловичу, а он и Юрий Гагарин держали со мной связь".
Ошибку быстро исправили. "Чаечка, я тебя прошу, не надо об этом говорить", - попросил ее после приземления Сергей Павлович. И Терешкова выполнила просьбу. Впервые об острейшей ситуации рассказал конструктор и ученый Евгений Шабаров. "Сама я молчала, - заметила Валентина Владимировна. - А вот Евгений Васильевич решил обнародовать. Так что я могу теперь спокойно об этом говорить".
Кстати, приземление у Терешковой оказалось отнюдь не комфортным. "Я когда катапультировалась и увидела Землю, меня охватил тихий ужас, - вспоминала Валентина Терешкова. - Потому что внизу было озеро. Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет угодить в воду!". Впрочем, программа подготовки включала и приводнение. Она была готова и к такому сценарию.
Но дул сильнейший ветер. Надо было снять замки и отстегнуть парашют. А он неуправляемый: купол большой, лямки и стропы длинные. Несет по воле ветра. Пришлось "постоять на голове", и на носу появился хороший синяк...
Валентина Владимировна не только первая женщина-космонавт, но и первая женщина-генерал в Российской армии. Однажды корреспондент "РГ" спросил у нее: "Как часто приходится надевать генеральский мундир? Буквально все отзываются о вас как об очень сильной личности. А какие у вас есть слабости?".
"Вот так вам все секреты и поведай, - засмеялась Терешкова. - Генеральскую форму я с удовольствием надеваю по праздникам. Что касается слабостей... Я не обладаю какими-то отличными качествами от тех, которыми наделена от природы женщина. Поэтому мне трудно сказать. Наверное, все-таки испытания, которые выпали на мою долю, требуют и силы, и воли, и еще очень много чего".
Она всегда с большим энтузиазмом говорит о перспективах полета на Марс. Это ее хобби - удивительная, загадочная Красная планета, о которой они с Сергеем Павловичем Королевым когда-то так мечтали. Валентина Владимировна посвятила изучению Марса несколько лет своей жизни. "Я готова полететь туда и даже не возвращаться", - признавалась Терешкова.
"Величайшая женщина ХХ столетия" - этот титул присвоила ей британская Ежегодная ассамблея женщин. Говорят, многие дамы из общества до сих пор просят своих парикмахеров сделать прическу "как у Терешковой"...
.