Напомним, перемены начались в тот момент, когда администрация Ставрополя передала региональному минтрансу ставропольский троллейбусный парк, а также полномочия на управление системой общественного транспорта. В тот момент троллейбусный парк находился в упадке, действовало всего несколько маршрутов. Большинство горожан ездили на частных автобусах. Основные жалобы пассажиров были связаны с состоянием транспорта и регулярностью его движения. По вечерам уехать из некоторых пунктов было вообще невозможно: водители попросту уходили с маршрутов, когда сами считали нужным.
Минтранс решил изменить всю систему. Начали со схемы движения, так появились пять магистральных маршрутов с регулируемым тарифом. Многие дублирующие линии попросту убрали, чтобы автобусам не приходилось конкурировать с маршрутками. Перевозчиков обязали заново пройти конкурс, но уже с более жесткими требованиями к подвижному составу и сервису.
Ситуация улучшилась - на дорогах появилось больше качественного транспорта, старенькие "Газели" с улиц начали исчезать. Ставропольцы привыкали к тому, что за проезд можно заплатить картой. На линии возвращались троллейбусы. Из некоторых районов стало возможным уехать вечером.
Но некоторые предприниматели при этом оказались не у дел, качество их услуг не соответствовало новым требованиям. Кроме того, часть работающих перевозчиков вступила в конфликт с минтрансом. У ведомства возникли проблемы и с городскими властями, ведь некоторые маршруты неожиданно исчезали, а потом появлялись вновь.
Доходило и до судебных тяжб. Наиболее громкая из них связана с перевозчиками, работавшими на маршрутах 12м и 13м. Эти линии закрыли, чтобы юркие микроавтобусы не конкурировали с более крупным транспортом на магистральных маршрутах. Предприниматели через суд доказали, что их вытеснение с рынка было неправомерным. Теперь они вновь могут работать, что ставит под вопрос сами перемены.
В минтрансе решили отреагировать на все это кардинальным изменением стратегии. Заместитель министра Борис Борисов заявил о том, что в Ставрополе может появиться государственная транспортная компания, которая будет бороться на торгах с частниками. Но важнее то, что в течение нескольких лет планируется перевести все маршруты на регулируемый тариф и брутто-контракты. Это значит, что никакого самовольного повышения стоимости проезда не будет.
- Спасибо тем, кто с нами судился. Они показали, каких ошибок нам нужно избегать. Мы четко знаем, когда заканчиваются свидетельства у перевозчиков. Уже сейчас вносим поправки в документацию и меняем вид регулирования на маршрутах. Сами маршруты менять при этом не будем, - сообщил Борисов. - Процесс небыстрый. Но мы уже пробовали добиться быстрых перемен, и судебная система нам показала, что это невозможно. Теперь будем постепенно идти к цели. Переходом на регулируемый тариф мы не ущемляем права предпринимателей.
Заместитель министра отметил, что в 2024 году в город должно поступить 45 новых троллейбусов - решение об этом принято на уровне федеральных властей. Также ведомство подает заявку в Государственную транспортную лизинговую компанию на финансирование приобретения сотни новых автобусов большой вместимости. Они станут основой работы государственной компании.
Впрочем, действующие перевозчики отнеслись к словам Борисова со скепсисом. Они считают, что власти просто не хотят идти навстречу предпринимателям, которые тянут на себе всю транспортную систему города. Кроме того, оба названных решения потребуют серьезных расходов из казны.
- Прежде чем говорить о регулируемом тарифе, нужно оценить бюджет: насколько он в состоянии потянуть его. А работа единого перевозчика со 100 автобусами и полусотней троллейбусов невозможна. Просто создайте условия, чтобы те перевозчики, которые есть сейчас, работали по единым требованиям, удовлетворяющим население, - говорит руководитель ООО "СПАТП" Наталья Григорян.
Урбанист, член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта Андрей Черняков, в свою очередь, заявляет, что переход на регулируемый тариф и брутто-контракты положительно скажется на пассажирах, а также позволит повысить контроль за транспортом со стороны властей. Брутто-контракты предполагают, что перевозчик перечисляет всю прибыль в казну, а обратно получает фиксированную плату за свои услуги. Если договор выполнялся не в полном объеме (машины уходят с маршрута раньше положенного или вообще выезжают не в полном составе), сумма снижается.
Что же касается создания крупного государственного перевозчика, то, как считает Черняков, такие планы должны заставить задуматься частников, обслуживающих маршруты.
- На месте руководителей транспортных компаний я бы проанализировал ситуацию. Вероятно, такие решения говорят о том, что в министерстве не видят движения навстречу и все меньше хотят договариваться. Исправить ситуацию можно только более внимательным отношением к своей работе, улучшением сервиса, исполнением заключенных договоренностей. Если бы сегодня перевозчики работали в соответствии со всеми требованиями, которые к ним предъявляют, подобные идеи вообще бы не обсуждались, - заключил Черняков. .
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Кирилл Кузьмин также прокомментировал ход реформы общественного транспорта в Ставрополе. По его мнению, лучшим решением может стать возврат к системе, действовавшей до нее.
- Идея передачи части полномочий муниципалитета краевому ведомству, как мне кажется, не сработала. Минтранс пытается что-то сделать, но упирается в городские инстанции, и наоборот. Происходит неразбериха, у людей это вызывает недоумение. Об эффективном управлении отраслью речи не идет, - заявил Кузьмин. - Я считаю, что чем больше полномочий у местной власти, тем лучше. Особенно если речь идет об услугах, которыми пользуются многие горожане. Муниципальная власть ближе к людям. Мне кажется, нужно возвращать все обратно.
Он считает, что судьбу общественного транспорта надо решать после того, как власти создадут четкую стратегию развития города на ближайшие десятилетия. Без подобного документа невозможно понять, каким районам Ставрополя в ближайшие годы понадобится больше троллейбусов и автобусов.