6 марта министра иностранных дел РК Пак Чин сделал официальное заявление, в котором сообщил о решении вопроса, который давно отравлял южнокорейско-японские отношения, не позволяя в полной мере сотрудничать друг с другом, провоцируя конфликты и взаимную антипатию среди народов двух стран. Речь идет о требовании корейцев, которых в годы японской колониальной оккупации Корейского полуострова принудительно мобилизовали для работы на японских предприятиях, а потом эти рабочие стали требовать компенсации от Токио за ущерб. В 2018 году Верховный суд РК встал на сторону соотечественников, признав обоснованность их требований к японским компаниям и обязав выплатить компенсации. Это спровоцировало сильное негодование как самих компаний, так и властей Страны восходящего солнца, которые считают, что вопросы по всем репарациям были урегулированы еще в 1965 году, когда было подписано межгосударственное соглашение о восстановлении дипотношений, урегулировании споров и вопроса о компенсациях. Кроме того, Токио даже ввел де-факто санкции против Сеула, отменив упрощенный режим поставок некоторых наименований продукции и технологий. Ответом стал взрыв в Корее антияпонских настроений.
Данные споры и взаимные упреки продолжались более четырех лет, пока в конце концов в мае прошлого года к власти в РК не пришло консервативное правительство во главе с президентом Юн Сок Ёлем, которое было настроено "забыть прошлые обиды ради перспектив будущего". Согласно заявлению Пак Чина, корейские рабочие и их родственники получат компенсации, но не от японских компаний, а от созданного при министерстве внутренних дел и общественной безопасности РК Фонда помощи жертвам принудительного труда. При этом средства для выплат, как ожидается, "добровольно" внесут 16 южнокорейских компаний, которые в свое время получили серьезные госвливания из сумм японских репараций 1965 года. Одна из таких компаний - сталелитейный гигант POSCO, который действительно смог очень сильно подняться за счет такой поддержки.
То есть получается, что японцы ничего не платят в качестве компенсации. Но вместо этого организации промышленников Японии и РК создадут "Фонд молодежи будущего", куда уже в первую очередь японские фирмы перечислят существенные суммы. Эти деньги пойдут на развитие программ двустороннего обмена молодежи двух стран, стипендии для обучения корейцев в Японии и прочие аналогичные направления.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида в тот же день выступил с официальным заявлением, где назвал Южную Корею "важным соседом и партнером", подчеркнув, что его правительство разделяет позицию предыдущих кабинетов по части вопроса оценки периода колониальной оккупации Корейского полуострова Японией. Это высказывание Кисиды тоже стало частью дипломатической сделки Сеула и Токио, где опять же не обошлось без компромисса. Корея постоянно требует "полноценных извинений" от Японии за злодеяния периода Второй мировой войны, а японцы говорят, что уже извинились. Слова премьера стали отсылкой к заявлению главы правительства Японии в 1998 году, когда он выразил сожаление в связи с оккупацией и теболь и страдания, которые понесли корейцы.
В целом получилось, что японцы сохранили свои позиции: они не выплатили компенсации рабочим и не прозвучало новых извинений. С точки зрения правительства РК, вопрос с компенсациями так или иначе урегулирован, руководство Страны восходящего солнца косвенно, но согласилось, что оккупация была негативной страницей истории. Хотя в целом все выглядело так, что в моральном и дипломатическом смысле уступили все же больше корейцы.
Глава МИД РК, а затем и президент Юн Сок Ёль признали, что это не идеальное решение проблемы, но оптимальный реалистичный подход, который, что самое важное, позволяет устранить все препятствия для полноценного двустороннего сотрудничества. Южная Корея из-за этого и ряда других спорных вопросов регулярно отказывалась в полной мере взаимодействовать с Японией, требуя извинений и компенсаций. Это в особенности сказывалось на возможностях сотрудничества в военной сфере и обороны. РК и Япония хотя поддерживают союзнические отношения с США, имеют у себя на территории американские военные базы, во внешней политике следуют в фарватере Вашингтона, имеют фактор "северокорейской угрозы", но избегали становиться "друзьями" в военной сфере, предпочитая действовать и общаться только через США.
В Вашингтоне, где уже давно уговаривали корейцев и японцев помириться, восприняли заявления союзников о решении проблемы с ликованием. Было отмечено, что это открывает новые возможности для сотрудничества и выстраивания конструктивных отношений будущего. Кроме того, в Белом доме заявили, что 26 апреля президент РК Юн Сок Ёль посетит США с визитом, которому будет придан самый высокий уровень - государственный. С почестями подобного уровня южнокорейские лидеры несмотря на регулярные поездки в Соединенные Штаты не сталкивались 12 лет - с момента госвизита президента РК Ли Мен Бака в 2011 году. Кроме того, в Вашингтоне заявили, что в ходе визита, где будет также отмечаться 70-летний юбилей военного союза США и РК, будут приняты решения, которые выведут отношения на качественно новый уровень в сфере безопасности, обороны, экономики, технологического сотрудничества, обменов и прочем.
Также японские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что Япония и РК после нескольких лет напряженных отношений возобновляют практику регулярных "шаттловых саммитов", а Юн Сок Ёль приедет в Японию уже 16-17 марта с визитом. Ожидается также, что Юн станет специальным гостем Фумио Кисиды на саммите G7, который пройдет в Хиросиме в мае этого года. Японские власти также выразили надежду на "начало новой эпохи в отношениях".
Ликование США после заявления главы МИД РК от 6 марта можно понять. США длительное время безуспешно бились над тем, чтобы заставить своих важнейших союзников в регионе Северо-Восточной Азии - Японию и Южную Корею - сотрудничать в сфере обороны и выстроить полноценный трехсторонний военный союз, который бы стал своего рода аналогом НАТО в регионе. Сеул постоянно отказывался от этого, требуя извинений и компенсаций от японцев, корейцы также отказывались проводить совместные военные маневры с Японией. Теперь же, получается, что после достигнутого компромисса все эти проблемы снимаются, в первую очередь благодаря действиям администрации Юн Сок Ёля, которая считает, что противодействие КНДР, полноценное экономическое сотрудничество с Японией и следование пожеланиям США гораздо важнее эмоционально окрашенных претензий, которые являются отголосками прошлого. В общем, Юн решил, что вполне можно и уступить Японии в формулировках и некоторых деталях, что Токио и Вашингтон положительно оценили.
Как считают эксперты, основные направления создания трехстороннего военного сотрудничества в формате США-Южная Корея - Япония будут обсуждены как раз в ходе визитов Юн Сок Ёля в Токио и Вашингтон. В целом же было понятно, что Сеул с приходом к власти Юна уже двигался в этом направлении, так как военные РК стали участвовать в трехсторонних учениях, а также подчеркивал важность подобного взаимодействия "с учетом новых геополитических реалий" и "роста ракетно-ядерной угрозы КНДР".
Все это означает, что с большой долей вероятности в Северо-Восточной Азии быстро начнет формироваться полноценный военный блок во главе с США, который некоторые сравнивают с НАТО. Это позволит Вашингтону более эффективно решать задачи по противодействию Китаю, России и Северной Корее, что в США и не скрывают, комментируя основные потенциальные угрозы. Кроме того, США смогут переложить значительную часть военных расходов на союзников, а также перераспределить свои силы в регионе, опять же больше доверив Японии и Южной Корее, которые наконец-то решили помириться. С другой стороны, можно ожидать, что в регионе будет обостряться противостояние и гонка вооружений.
Судя по попадающим в прессу сообщениям, высока вероятность, что США, устроив визит Юн Сок Ёлю с высочайшими почестями и используя фактор юбилея двустороннего альянса, будут добиваться от Сеула и более активной позиции по Украине. Южная Корея до сих пор хотя и выделяет гуманитарную и экономическую помощь Украине, хотя продает оружие США и странам Европы, но отказывается напрямую поставлять вооружение и технику Киеву и не позволяет передавать свою военную продукцию Украине через третьи страны, не желая ухудшения отношений с Москвой.
Южнокорейцы находятся под сильным комплексным давлением со стороны НАТО, США, Украины и ряда стран Европы (Польши, Великобритании и др.), которые требуют от Сеула занять "более принципиальную позицию". Вполне может быть, что слова представителей США о грядущем начале новой эры военно-политического сотрудничества как раз и означает изменение подхода Сеула по Украине в желательную для США сторону. Некоторые политологи прогнозируют, что в качестве "подарка" Джо Байдену Юн Сок Ёль может сделать заявление о начале прямых поставок военной продукции Украине. Примечательно, что помощник Владимира Зеленского Михаил Подоляк в интервью СМИ РК признал, что переговоры о военных поставках между Сеулом и Киевом идут, хотя пока корейцы все же не хотят полностью втягиваться в конфликт и начинать прямые поставки Украине продукции ВПК.
Примечательно, что американцы уже анонсировали активизацию сотрудничества РК, Японии и США по вопросам противоракетной обороны, от чего до сих пор Сеул отказывался, не желая провоцировать Пхеньян. Нельзя исключать, что грядут подвижки и по другим вопросам военного взаимодействия. В общем, можно сказать, что в регионе грядут серьезные геополитические сдвиги и возможно появление нового мощного военного блока во главе с США.
Тем не менее пока в самой Южной Корее не все с радостью восприняли "дипломатический прорыв" в отношениях с Токио. Дело в том, что "необходимый компромисс ради будущего" понравился далеко не всем в Южной Корее. Сразу же после заявления о содержании договоренностей категорически против него выступили те, ради кого формально всё и делалось - те самые рабочие, которые трудились на японских предприятиях, и их родственники. Вчера они провели перед парламентом крупный митинг, где раскритиковали действия Юн Сок Ёля. Кроме того, оппозиция, где много сторонников предыдущей администрации РК, которая негативно была настроена к Японии, назвала договоренности "очередным примером провальной дипломатии правительства Юна", "предательством национальных интересов" и прочими нелестными эпитетами.
Многих обычных корейцев также не устраивает то, что на фоне разговоров о "необходимости построения светлого будущего" по важным и очень чувствительным для национального сознания корейцев вопросам уступать пришлось в первую очередь Корее, тогда как прежние оккупанты фактически снова отказались извиняться и не будут платить компенсации. В этой связи Юну и его министрам предстоит еще очень непростая битва за общественное мнение внутри самой Южной Кореи. Тем не менее, Юн подчеркнул, что он полон решимости доказать и убедить всех в своей правоте, хотя оппозиция и представители пострадавших корейских рабочих в свою очередь заявили, что не согласятся на это и никогда не пойдут на уступки японцам.