Вопрос, что делать с дворцами и угодьями чиновников, далеко не праздный. Благодаря антикоррупционной практике государству все чаще приходится решать судьбу чиновничьих богатств, нажитых непонятно каким путем.
Напомним, еще в 2012 году был принят закон, который дает право прокурорам обращаться в суд, чтобы забрать в доход государства недвижимость, автомобили и ценные бумаги, принадлежащие чиновникам, если нет подтверждения законности их приобретения, а стоимость превышает официальный доход семьи за предыдущие три года.
Система налажена. Расставаться с накоплениями приходится и большим, и малым начальникам. Например, в прошлом году изъяли сразу 22 квартиры у бывшего заместителя начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области. Доказательств, что квартиры были куплены на законные доходы, семья полковника представить не смогла.
А в Амурской области в свое время у бывшего заместителя главы города Свободного в доход государства изъяли имущество на общую сумму около 100 миллионов рублей. Как рассказали в прокуратуре, единственным официальным доходом бывшего чиновника с 2010 по 2019 год являлась заработная плата, которая была намного меньше доходов, необходимых для покупки имущества на 100 миллионов рублей. До того как стать чиновником, гражданин и его родные жили небогато. А потом вдруг случилось нечто, и деньги потекли рекой. Откуда? Раз внятных ответов нет, богатства изъяты.
Всего, как рассказал в конце прошлого года Генеральный прокурор России Игорь Краснов, за три года у чиновников было изъято не подтвержденное доходами имущество почти на 200 миллиардов рублей.
Иногда речь идет просто о деньгах, иногда - об обычных квартирах. Но бывает, что казне от нечистоплотных чиновников достаются люксовые автомобили, особняки, золотые сабли, бриллианты. Встречаются даже золотые унитазы. Что делать со всем этим добром? Если речь об обычных квартирах, то их отдают льготникам. Сначала на условиях социального найма. Потом люди могут приватизировать такое жилье.
Но давно идут дискуссии, что делать с роскошной недвижимостью. Проблема в том, что содержание особняка или какой-нибудь двухуровневой квартиры в элитном комплексе само по себе дело дорогое. Конечно, отдать его простому человеку, сироте или честному учителю - очень красивый жест. Однако сразу приватизировать и продать его человек не сможет. А коммунальные счета окажутся непосильной ношей. Потому предложен другой подход.
"Законопроект разрешает выставлять на торги имущество, изъятое у государственных чиновников в рамках антикоррупционных практик", - прокомментировал заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов. Он напомнил, что в случае изъятия денежных средств они полностью зачисляются в Социальный фонд.
"Имущество же остается на балансе государства", - продолжил заместитель председателя равления АЮР, член рабочей группы по исполнению законодательства о коррупции Генеральной прокуратуры РФ Игорь Черепанов.
По данным Росимущества, в настоящее время в казне находится 140 объектов жилого фонда, конфискованных в связи с совершенными правонарушениями либо изъятых в рамках контроля за доходами и расходами госслужащих. В том числе 32 объекта относятся к роскошному жилью.
"Среди изъятого имущества есть жилые помещения большой площади и повышенной комфортности", - отметил Игорь Черепанов.
Предполагается, что в случае принятия предлагаемых изменений Росимущество при поступлении подобного имущества будет проводить оценку. Если жилые помещения будут отвечать определенным критериям, позволяющим отнести их к элитному жилью, то они будут выставляться на аукцион. Критерии также прописаны в проекте: рыночная стоимость такого объекта должна превышать в два раза и более среднестатистические цены на жилье в соответствующем субъекте РФ.
"Данный законопроект призван устранить недостаток законодательства о приватизации имущества в части недвижимости, которая была изъята в жилищный фонд в рамках антикоррупционных мер, - рассказала член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Законопроектом предлагается внести определенную процедуру для реализации недвижимости из жилищного фонда. Для этого будет проводиться аукцион. Для упрощения процедуры в случае, если аукцион будет признан несостоявшимся, следующий аукцион будет проводиться со сниженной на 5 процентов ценой объекта недвижимости".
Надо подчеркнуть: далеко не всегда обнаружение у чиновника сомнительных богатств приводит к уголовному делу. Нередко происхождение дворцов так и остается тайной. Но гражданин начальник при этом лишается и особняка, и должности. В том и смысл действующих правил: сделать коррупцию бессмысленным занятием.
Уже давно не спасает известный прием - переписать сомнительное имущество на родственников, друзей и знакомых. Например, как рассказывают в прокуратуре, бывший начальник Кингисеппской таможни оформил квартиру и загородную базу отдыха в Вологодской области на доверенных третьих лиц. Общая сумма имущества составила 38 миллионов рублей. Поэтому таможенник и не хотел брать его на себя.
Но прокуратуре удалось юридически доказать, что настоящий хозяин именно он. В итоге база и квартира стали государственными.