Добыча и экспорт нефти в России после ввода санкций не только не снизились, но даже выросли. А переход на работу с нефтетрейдерами локального масштаба с Ближнего Востока и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывели торговлю российской нефтью из поля влияния стран Запада, позволив в том числе отказаться от расчетов в евро и долларах в пользу национальных валют.
США сами выстроили и управляли всей системой мировой торговли нефтью, контролируя ее через финансовые инструменты, биржу, инвесторов, доллар, но сейчас теряют над ней контроль, отмечает Симонов.
Торговля уходит в тень, в серую зону, которая находится вне поля зрения Америки. А цель США сохранить контроль над всем рынком, управлять им, желательно, от добычи и переработки до продажи.
Крупнейшие международные нефтетрейдеры встроены, как раз, в американскую систему торговли. Неважно откуда эти компании географически - из Азии, Европы, Океании или Ближнего Востока. Они работают через американские и европейские банки, оттуда же идут основные инвестиции, происходит кредитование сделок, а также страховое обеспечение. И именно эти компании еще на первых волнах санкций против России отказались работать с нефтью из нашей страны. Но в результате получилось, что это сработало против инициаторов антироссийских санкций.
Минфин США сейчас и говорит им, возвращайтесь к российской нефти, только нам всю информацию о сделках присылайте, чтобы мы могли контролировать торговлю, поясняет Симонов.
Есть здесь и нюанс связанный непосредственно с потолком цен на российскую нефть (60 долларов за баррель). Как заявляли страны G-7 и ЕС, потолок вводился не для снижения объемов экспорта российской нефти, а для уменьшения нефтяных доходов бюджета нашей страны. Цель была снизить цену нашей нефти близко к ее себестоимости.
В результате цена сильно снизилась, но виртуально. Она оказалась ниже потолка, только если ее определять в портах отгрузки или в портах прибытия в Европе, куда наша нефть с декабря не поставляется. Здесь ее стоимость определяли в 48-49 долларов за баррель. Но по данным агентства Argus, для индийских покупателей скидка на российскую нефть к эталонному сорту Brent до 7 марта составляла 16 долларов за баррель, а после 7 марта 17 долларов за баррель. То есть ее стоимость колебалась в диапазоне 64-66 долларов за баррель.
Российский бюджет пока получает налоги, также исходя из виртуальной цены нашей нефти Urals, но уже с апреля механизм меняется. Устанавливается максимально возможная скидка на нашу нефть Urals относительно Brent, и с каждым месяцем она будет уменьшаться. Выше, чем с максимальной скидкой, цена Urals для расчета налогов может быть, ниже - нет.
То есть потолок цен перестанет выполнять свою главную цель - ограничивать доходы бюджета России. Поэтому для США важно вернуть торговлю российской нефтью из серой зоны в белую. Можно будет требовать от трейдеров неукоснительного выполнения условий по ограничению цен.
Ранее в газете Financial Times появилась информация со ссылкой на минфин США, что Америка призвала крупнейших нефтетрейдеров вновь начать работать с российской нефтью и не опасаться торговать ею.