Судьба наследника выдающегося полководца Ивана Федоровича Паскевича и его супруги Елизаветы Алексеевны, урожденной Грибоедовой, при жизни отца обречена была складываться счастливо. Восьми лет от роду в октябре 1831 года Федор получил чин прапорщика Эриванского полка. Только что Паскевич-старший взял мятежную Варшаву, и Николай I, в бытность великим князем учившийся военному делу у Ивана Федоровича, определил мальчика в полк, напоминавший о другом отцовском подвиге, недавнем взятии Эривани (ныне Еревана). Титуловался юный прапорщик подобно отцу: светлейший князь Варшавский, граф Паскевич-Эриванский.
Полководческого таланта родителя Федор Иванович не унаследовал, оставшись в памяти современников как "чрезвычайно благовоспитанный, сдержанный и независимый человек". Реальную военную службу начал поручиком лейб-гвардии Преображенского полка, побывал на длившейся почти полвека Кавказской войне, полковничий чин получил за отличия в подавлении венгерской революции. В декабре 1854 года за успехи на Крымской войне 31-летний Федор Паскевич стал генерал-майором.
После смерти отца в начале 1856 года Федор Иванович был назначен генерал-адъютантом Александра II, принимал активное участие в подготовке освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Прямой и решительный характер Паскевич-младший унаследовал от отца, не терпящий полутонов нрав вскоре погубил его придворную службу. Молодой генерал-адъютант вместе с друзьями полагал, что "великие реформы" Александра II логично было бы расширить за счет позволения русскому дворянству активно участвовать в подготовке законодательных проектов. Император счел эту идею дерзостью, стремящейся к введению конституции, и покушением на устои самодержавного правления, а участие в генерации подобных предложений Паскевича-младшего удостоилось монаршего порицания. Гордый Федор Иванович решил оставить придворную службу, сначала оказался в бессрочном отпуске, а в 1866 году вышел в отставку с чином генерал-лейтенанта.
От отца Федору Ивановичу досталось крупное состояние, включавшее в себя приметный особняк в столичном Петербурге на Английской набережной и роскошное гомельское имение со знаменитым и по сей день дворцом. Проматывать наследие предков, как было заведено у многих богатых отпрысков в XIX столетии, Паскевич не стал, напротив, он принялся отцовские достопримечательности развивать и преумножать. Надежной помощницей стала супруга Ирина Ивановна, в девичестве графиня Воронцова-Дашкова, известная как первая переводчица романа Льва Толстого "Война и мир" на французский язык. После отставки чета Паскевичей стала все реже бывать на берегах Невы и в конце концов постоянно поселилась в Гомеле.
Городу на Соже, имевшему в императорской России статус уездного центра Могилевской губернии, достались во множестве тщательно реализованные проекты Паскевичей, нацеленные на улучшение жизни в городе и округе. В 1870 году в расположенном неподалеку от Гомеля Добруше Федор Иванович основал предприятие по обработке дерева, которое вскоре было перепрофилировано в писчебумажную фабрику. Она успешно работала и десятилетия спустя после смерти основателя, будучи под названием "Герой труда" неизменным производителем тетрадей для белорусских советских школьников.
В Гомеле светлейший князь с супругой неутомимо развивали богатую библиотеку при дворце, выписывая из столичных городов не только многочисленные книги, но и профессиональных библиографов. С разрешения хозяина грамотно каталогизированной библиотекой могли пользоваться стремящиеся к учености посетители дворца. Ирина Ивановна показала личный пример, заведя для себя читательский формуляр. По инициативе Паскевичей в Гомеле появились водопровод, мужская и женская гимназии, глазная лечебница. Федор Иванович активно участвовал в работе Императорского общества поощрения художеств, финансируя конкурсы, помогавшие выявить способных молодых художников. Абсолютно заслуженно в 1888 году по указу Александра III Паскевич стал почетным гражданином Гомеля.
Благодаря Паскевичам появлялись приюты для сирот, получали образование способные молодые люди из семей скромного достатка, небогатым невестам подчас доставалось неплохое приданое. Самые богатые жители тогдашнего Гомеля от горожан не прятались, и совсем не случайно открытый в 2015 году памятник Федору Ивановичу запечатлел его в бронзе вместе с любимыми собаками, русскими борзыми Лордом и Марко. В Добруше памятник Паскевичу поставили в 2004-м, одновременно переименовав центральную улицу Карла Маркса в улицу князя Ф.И. Паскевича.
Светлейший князь скончался в июне 1903 года в возрасте 80 лет. Его счастливый брак оказался бездетным. Ирина Ивановна, бывшая младше супруга на 12 лет, по возможности пыталась продолжить его дело, не унывая даже в суровые для богатых дворян революционные и советские времена. Во время Первой мировой войны в гомельском дворце она устроила лазареты и госпитали, а при большевиках фактически спасла сам дворцово-парковый ансамбль.
После национализации в Петрограде дворца Паскевичей на Английской набережной Ирина Ивановна уехала в Гомель. Светлейшая княгиня тщательно составила списки своего движимого и недвижимого имущества в Гомеле и юридически оформила его как дар советской власти, которая после этого гражданку Паскевич репрессировать не стала. Она умерла в Гомеле в апреле 1924 года, а память об уникальной супружеской паре бережно сохраняется современными гомельчанами.