15.03.2023 03:00
Экономика

Юрист Власова перечислила малоизвестные права российских потребителей

Текст:  Ольга Игнатова
15 марта в России отмечается День защиты прав потребителей. Поскольку потребителем товаров и услуг является каждый из нас, вопрос о защите наших прав интересует всех. Ведь очень часто люди сталкиваются с различными проблемами при покупке товара или услуги: продали некачественный товар, отказываются обменивать не подошедшую вещь, навредили своей услугой и не хотят исправлять ситуацию. Таких случаев очень много, все и не перечислишь. Поэтому так актуально знать свои права как потребителя.
/ Сергей Пятаков/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Например, почти всем известно, что товар при наличии гарантийного срока можно чинить бесплатно или обменять на другой такой же товар, если неисправность не возникла в результате ваших действий. "Однако мало кто знает, что вернуть товар можно даже после окончания гарантийного срока. Ведь у каждого товара есть срок службы и обычно он значительно превышает гарантийный срок. В п. 4 ст. 5 ФЗ "О защите прав потребителей" есть определение срока годности - периода, после окончания которого считается, что товар уже нельзя использовать по назначению.

Например, гарантия на бесплатный ремонт микроволновой печи распространяется на один год. Но срок службы микроволновой печи - пять лет. Поэтому если через два года после приобретения, то есть уже по истечении гарантийного срока, микроволновая печь ломается, можно обратиться к производителю товара с требованием о починке. Если в течение 20 дней печь починена не будет, производителю придется возвращать деньги или новую микроволновую печь. Но это лишь в том случае, если не прошел срок годности изделия и если потребитель сможет доказать, что неполадки возникли не по причине неправильного использования", - рассказала "Российской газете" адвокат Ольга Власова.

Кроме того, если у вас сломалась какая-то крупногабаритная вещь и вы хотите отремонтировать ее по гарантии в сервисной службе, то в соответствии с законодательством, вам не обязательно оплачивать доставку товара самому."Сотрудники сервисной службы обязаны самостоятельно приехать за вещью, забрать ее у потребителя, починить и затем также привезти на место", - уточняет юрист.

Еще одно интересное право потребителя - получить товар на подмену. Например, если вы отдали в сервисный центр монитор компьютера, то имеете право на время ремонта получить в сервисном центре аналогичный по разрешению экрана и другим техническим характеристикам монитор. Ведь если вы не виноваты в поломке техники, то и не обязаны испытывать неудобства в связи с возникновением ситуации, когда технике требуется ремонт. Это касается любых сложных изделий. "Поэтому простаивать в работе или отказываться от общения с друзьями по смартфону, пока его вам чинят, совершенно необязательно: достаточно настоять на предоставлении вам вещи на замену ремонтируемой.

Монстры ретейла: Как условия маркетплейсов нарушают права потребителей

Кстати, все эти правила распространяются и на товары, приобретенные в интернете. Но, разумеется, лишь в том случае, если вы приобретали товары на маркетплейсах, сайтах компаний-производителей, в интернет-магазинах, а не у частных продавцов. Никаких проблем с возвратом, обменом, ремонтом по гарантии товара, приобретенного в интернете, быть не должно. Если какие-то проблемы возникают, то оптимальный вариант - обратиться за помощью к квалифицированному юристу, написать заявление в Роспотребнадзор и претензию продавцу или производителю товара, в крайнем случае - действовать в судебном порядке. Поэтому самое важное - знать свои права как потребителя и уметь грамотно ими пользоваться в любой ситуации. Тогда ваши финансовые интересы будут защищены",- добавляет эксперт.

Товары и цены