Так, например, в Красноярске начинается активная фаза строительства долгожданного для горожан вида транспорта - метро. Или, как здесь его иначе называют, метротрама, потому что помимо подземных тоннелей в краевом центре планируется построить обширную наземную часть, а в качестве подвижного состава будет использован трехсекционный трамвай.
Для начальной стадии запуска метротрама городу, число жителей которого давно перевалило за миллион, потребуется как минимум 40 единиц подвижного состава. Это обойдется бюджету в 4,25 миллиарда рублей. Для запуска второго этапа строительства в 2028 году планируется докупить еще 15 трамвайных составов, потратив на это 2,25 миллиарда.
В чем здесь выгода для белорусских производителей? Дело в том, что сейчас запрос коммерческих предложений на производство трамваев направлен на три завода - в Екатеринбурге, Москве и Минске. Но предпочтение в этом вопросе красноярские власти явно отдают Минскому заводу "Белкоммунмаш". Хотя бы потому, что подобное сотрудничество с этим предприятием для сибиряков не внове. Еще в конце 2021 года между Беларусью и Красноярским краем было принято решение о совместной работе по производству электротранспорта на базе красноярских производственных площадок. А чуть менее года назад - в мае 2022-го - на такой площадке был собран первый в истории Красноярска троллейбус совместного производства.
Сделали это специалисты местной компании ООО "Белрус" и белорусской "БКМ Холдинг". Транспорт соответствует всем современным требованиям - низкопольный, оборудован аппарелью для маломобильных пассажиров, в салоне есть кондиционер, камеры видеонаблюдения, мониторы, USB-зарядки для гаджетов и Wi-Fi. Рассчитан троллейбус на 90 пассажиров и имеет 25 посадочных мест. Кузов электротранспорта доставили в Красноярск из Беларуси, остальные детали - это комплектующие из России. На сборку первого троллейбуса специалисты потратили три месяца. Потом работа пошла быстрее - при настроенном производстве и наличии всех комплектующих на выпуск одной единицы электротранспорта теперь уходит всего месяц.
Сейчас на улицах Красноярска пассажиров с удобством перевозят уже несколько таких машин.
Еще один чрезвычайно выгодный для белорусских партнеров проект - участие в масштабной реновации краевого центра, куда входит в том числе массовая замена лифтового оборудования, в котором могли бы поучаствовать такие промышленные гиганты, как Могилевский завод лифтового машиностроения и Гомельский лифтовый завод. Реновация планируется в рамках подготовки к празднованию 400-летия Красноярска, которое пройдет в 2028 году - на эти цели из бюджетов всех уровней уже выделено 16 миллиардов рублей.
- Если мы, белорусы, упустим такие возможности - фактически занять эту нишу будет уже невозможно. Приглашение руководства Красноярского края активно участвовать в этих программах - большой плюс для нас, - отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в России Дмитрий Крутой.
И это только начало. Сотрудничество между Минском и Красноярским краем может стать еще более перспективным.
О том, в каких еще областях необходимо укрепление и развитие экономических связей, и шла речь между Дмитрием Крутым и губернатором Красноярского края Александром Уссом на прошедшем недавно Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2023), на площадках которого ежегодно подписываются инвестиционные соглашения на десятки миллиардов рублей.
- В нынешних геополитических условиях, когда происходит глобальная переориентация торговых связей с Запада на Восток, значение Красноярского края вместе с соседними регионами Тувой и Хакасией неуклонно растет. Именно Енисейская Сибирь может стать для белорусских производителей вратами к потенциальному рынку Монголии, а затем Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, - считает ученый Сибирского отделения РАН, кандидат технических наук Валерий Котельников.
Да и самой Сибири тоже имеется что предложить белорусским коллегам. Красноярский край, входящий в Сибирский федеральный округ, который занимает четвертую часть России, славится своими природными богатствами. Возможности для сотрудничества здесь широчайшие - от легкой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности и агропромышленного комплекса до строительства, образования, науки, культуры и туризма. Красноярские предприятия уже экспортируют в братскую республику древесину, алюминий и изделия из него, семена рапса, пластмассы, драгоценные металлы и каучук, взамен получая технику различного назначения и продовольствие. Внешнеторговый оборот между краем и Беларусью растет - только в прошлом году он увеличился на треть по сравнению с 2021 годом, когда сумма взаимной торговли составила 182,7 миллиона долларов.
К слову, примеров уже имеющегося продуктивного сотрудничества между Сибирью и Республикой Беларусь насчитывается немало. Особенно удачно складывается ситуация в горнодобывающей промышленности. Например, "Норильский никель" - компания с мировым именем - сотрудничает с Минским подшипниковым заводом, продукция минского предприятия поставляется в сибирское Заполярье в рамках программы по импортозамещению. Еще одно белорусское предприятие - "Нива-Холдинг" - начало поставлять горное оборудование для золотодобывающих предприятий Красноярского края.
В 2008 году между правительствами Республики Беларусь и Красноярского края было заключено соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. С 2010 года в Красноярске осуществляет свою деятельность отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.
В апреле 2018 года на Красноярском экономическом форуме между предприятиями Беларуси и Красноярского края был подписан ряд соглашений и контрактов, направленных на укрепление взаимодействия в различных сферах экономики и социального сектора.
В 2021 году заключен договор о сотрудничестве в области образовательной, научной и общественно-культурной деятельности между Сибирским федеральным университетом и Витебским государственным университетом.
Белорусский город Могилев является городом-побратимом Красноярска, город Полоцк Витебской области - побратим Канска, а город Солигорск - побратим Северо-Енисейского района.