Как в Минске собирают союзный электротранспорт

На российский рынок приходится до 97 процентов экспортных поставок белорусского предприятия.
На российский рынок приходится до 97 процентов экспортных поставок белорусского предприятия. / holdingbkm.com
С высоким напряжением работает в эти дни сборочный цех предприятия BKM Holding (прежнее название - "Белкоммунмаш"). Продукцию - троллейбусы, электробусы, трамваи - охотно покупают как в Беларуси, так и в России.

Иду по технологическому проходу сборочного цеха, по правую и левую стороны стоят машины разной степени готовности. Вот троллейбусы, в окраске которых преобладает синий цвет, они поедут, как следует из наклейки на лобовом стекле, в Санкт-Петербург. Голубые троллейбусы отправятся в Екатеринбург, а белые с красной полосой - в Краснодар. Чтобы обеспечить высокое качество и не нарушать производственный график, отвлекать специалистов строго запрещается. Поэтому в качестве экскурсовода выступает заместитель генерального директора предприятия Олег Быцко:

- На российский рынок сегодня приходится до 97 процентов экспортных поставок, работаем по контрактам.

В прошлом году реализовали в Санкт-Петербурге 49 троллейбусов модели 32100D нового поколения с увеличенным автономным ходом. В этом году пошлем в город на Неве еще 48 таких машин. Их получат также Мурманск, Петрозаводск, Братск. Заключен контракт на 45 троллейбусов с Екатеринбургом, на 60 - с Краснодаром. 170 трамвайных вагонов модели Т811 предстоит изготовить для Нижнего Новгорода...

Этот проект интересен тем, что от прямых поставок сделан переход на более высокую ступень интеграции - к совместному производству. Так, на первом этапе в Нижний Новгород направлены четыре трамвая, практически полностью изготовленные в Минске. А на третьем этапе сборка будет идти уже на совместном предприятии "Нижэкотранс" из белорусских машинокомплектов с высокой степенью локализации производства. 12 полностью низкопольных минских трамвайных вагонов построят для Самары, 10 - для Барнаула.

Немалые масштабы этих поставок объясняются тем, что во многих российских городах остро назрела необходимость в обновлении подвижного состава городского транспорта. Например, самому старому трамваю Барнаула - 48 лет, а более 300 вагонов, работающих в Самаре, выпущены еще в советское время. Средний возраст троллейбусов в Екатеринбурге превышает 25 лет, машины постоянно приходится ремонтировать. Почему обновление идет за счет белорусской продукции, ведь в России есть свои заводы по производству пассажирской техники?

- Все российские заказы мы получаем на конкурсной основе, - говорит Олег Быцко. - Слагаемых успеха несколько: современный технический и дизайнерский уровень техники, высокое качество, максимально полный учет запросов заказчиков. И что немаловажно, облегчает работу переход Беларуси и России к единой промышленной политике, снятие в результате союзной интеграции барьеров, ограничивавших допуск машиностроительной продукции на рынки друг друга.

Что же привлекает россиян в белорусском электротранспорте? Если говорить о троллейбусах, то это в первую очередь их способность благодаря встроенным накопителям энергии автономно преодолевать до 20 километров маршрута. Подпитка накопителей происходит во время движения по линии воздушной контактной сети, что избавляет от необходимости сооружать дорогостоящие зарядные станции. Машина может перевозить пассажиров и там, где довольно капиталоемкая сеть энергопитания из медных проводов еще не проложена. Так, в этом году троллейбусный парк Краснодара планируется обновить на 40 процентов за счет закупки транспорта белорусского производства без обустройства дополнительной инфраструктуры. Новые машины позволят жителям жилищных комплексов "Губернский", "Панорама", "Немецкая деревня", района Западный Обход, Комсомольского микрорайона, Пашковского жилого массива с комфортом добираться до центра и других мест города.

По желанию российских заказчиков на белорусские машины устанавливаются тяговые двигатели, шины, другая комплектация...

Что касается трамваев, то россиян привлекли полностью низкопольные четырехдверные вагоны длиной 16,5 метра. Рассчитанные на 150 пассажиров, они имеют 35 мест для сидения, а в центральной части салона есть площадка для инвалидных колясок и крупного багажа. Также предусмотрены кондиционеры, система видеонаблюдения с восемью камерами, USB-разъемы для подзарядки гаджетов, автоинформаторы и электронные табло. Устанавливается и система открывания дверей по запросу пассажира.

Наличие этих и других инноваций оговаривается. По желанию российских заказчиков на машины устанавливаются тяговые двигатели, шины, другая комплектация того или иного производителя. Машины для Санкт-Петербурга оснащены накопителями энергии российской компании РЭНЕРА. К слову, емкость накопителя, а значит, и цена также могут варьироваться.

Проект важен тем, что от поставок сделан переход к совместному производству. Фото: Александр Кушнер

Во многом эти шаги стали ответом на экономические санкции. Их удалось успешно обойти благодаря современным компетенциям, которыми обладают BKM Holding и его партнеры по производственной кооперации.

- Год назад западный партнер остановил отгрузку уже оплаченных задних мостов к троллейбусам, - вспоминает Олег Быцко. - Пришлось срочно переориентироваться на автобусные мосты. Осуществить замену без потери качества и не срывая график поставок удалось благодаря тяговым электродвигателям завода "Могилевлифтмаш". Несколько сложнее с электроникой. Современные трамваи и троллейбусы настолько ею насыщены, что их называют компьютерами на колесах. Большие надежды возлагаем тут на союзную программу по расширению производства соответствующих компонентов.

Важно

Что же дальше? Будущее за выпуском электробусов, эта тема сейчас активно обсуждается в рамках ЕАЭС и Союзного государства. А на мониторах конструкторов уже прорисовываются первые черты транспорта будущего, использующего водородные топливные элементы. К слову, в советские времена предприятие было создано в Минске для ремонта троллейбусов, изготовленных в РСФСР.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться