16.03.2023 09:52
Свердловская область

Как оценил уральский малый бизнес свое самочувствие

Текст:  Наталия Тихонова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №55 (9000)
По данным опроса, который провел федеральный бизнес-омбудсмен в конце 2022 года, 56,3 процента малых и средних компаний уже адаптировались или надеются адаптироваться к санкциям. Совсем не получается это сделать у 14,2 процента. С учетом того что в анкетировании поучаствовало более 700 представителей Свердловской области, можно сказать, что такое мироощущение сегодня свойственно и уральским предприятиям.
Читать на сайте RG.RU

При этом нельзя сказать, что малый бизнес чересчур оптимистичен: всего 8,9 процента компаний заявили, что их дело стабильно и продолжает расти. Подавляющее большинство оценило ситуацию скорее негативно, из них почти девять процентов признались, что находятся в кризисе, 17,4 - балансируют около нуля. Среди наиболее существенных проблем - спад спроса, дефицит кадров, нехватка оборотных средств и кассовые разрывы.

Самой эффективной мерой господдержки прошлого года малый бизнес назвал мораторий на проверки

Интересно, что оценки самого бизнеса не коррелируют с официальной статистикой в регионах. К примеру, в Свердловской области количество зарегистрированных субъектов МСП увеличилось за год на 3612, а занятых в этой сфере - на 12 тысяч человек, число самозанятых - почти на 70 тысяч. Даже если принять во внимание какое-то количество "пустых" ООО и ИП, все равно рост есть. И вряд ли он был бы возможен, если бы реальная экономика сильно ухудшилась.

Что же волнует уральских предпринимателей? По словам регионального бизнес-омбудсмена Елены Артюх, в прошлом году было рассмотрено почти 2000 обращений. Стабильно в числе лидеров - жалобы на налоговый контроль. Бизнес недоволен слишком длинными сроками проверок, тем, что итоговые акты не выдают месяцами, а инспекторы запрашивают неоправданно много информации. Запреты на расходные операции по счетам в качестве обеспечительных мер директора зачастую считают необоснованными. Причем с подобными проблемами сталкивается МСП не только на Урале - при Борисе Титове организована рабочая группа, которая со всей страны собирает предложения по корректировке законодательства. Ее возглавляют уполномоченные из Свердловской и Волгоградской областей.

Неудивительно, что самой эффективной мерой господдержки прошлого года малый бизнес назвал мораторий на проверки. На втором месте - приостановка маркировки некоторых товаров, на третьем - снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах.

Какие молочные продукты из России наиболее перспективны для экспорта

От 2023 года компании ждут налоговых послаблений, более широкого применения налогового инвествычета (22,3 процента респондентов), снижения страховых взносов с первого рубля выплат, а не только свыше МРОТ (18,5), и более дешевых и доступных кредитов (10,8). Также среди предложений, которые уральцы предлагают включить в доклад Титова, - увеличение вдвое показателей для патентной системы налогообложения: 30 занятых и 120 миллионов рублей выручки. А по "упрощенке" - от 350 миллионов.

Кроме того, звучит идея освободить ремесленников, использующих лом цветных металлов в качестве сырья, от агентского НДС. Сегодня они платят его, даже если находятся на "упрощенке": к примеру, колокольный завод в Каменске-Уральском, один из уникальных промышленных и туристических объектов региона. Непросто живется и ювелирам: из-за отмены налоговых спецрежимов фискальная нагрузка на них выросла на 40-50 процентов, эксперты прогнозируют массовое закрытие предприятий или переход в "серую" зону. Свердловская область - один из лидеров по числу ювелирных предприятий, так что ее эта ситуация касается напрямую. Правозащитники выступают за возврат спецрежимов для отрасли или за мягкий переходный период до 2025 года.

Свердловская область